ЕЭБЕ/Тир

Материал из Викитеки — свободной библиотеки

Тир (צור‎; в Септ. Τύρος, как вообще по-греч.; эта форма соответствует не еврейскому слову צור‎, a арамейскому טור‎ — «гора, скала»; по-ассир. Surru, по-егип. Sara) — знаменитый финикийский город. В древности город этот лежал на острове. Согласно папирусу Anastasi I, пресная вода доставлялась в Т. на кораблях; пророк Иезекиил также указывает на то, что Т. лежал среди моря; царь тирский хвастает, по словам пророка, что он избрал себе Божье место среди моря (Иезек., 28, 2). Берег острова был скалистый, и это обстоятельство объясняет нам его название («скала»). Остров этот первоначально состоял из двух островов, большего восточного и меньшего западного, которые, как утверждали, были соединены насыпями известным царем Т. Хирамом (см.). T. представлял естественную неприступную крепость. Остров имел две естественных гавани: египетскую на юге и сидонскую на севере. Этим отчасти объясняется чрезвычайное богатство Т. (Зех., 9, 3 и сл.) и его могущество. В Т. был знаменитый храм Мелькарта (финикийского Геркулеса; Мелькарт = מלך קרת‎, т. е. царь города), культ которого из Т. распространился по всему Средиземному морю; был также в Т. храм богини Астарты. Оба эти храма были будто бы построены Хирамом I (Иос. Флав., «Против Апиона», I, 18).

История Т. О первоначальных судьбах Т. существуют лишь легенды. Тир, по преданию, был колыбелью важнейших открытий, земледелия, виноделия и т. д. По Иосифу Флавию («Древн.», VΙΙΙ, 3, 1) город этот был построен за 240 л. до храма Соломона (т. е. во время судей). Согласно историку Юстину (XVIII, 3, 5), Т. построен был вскоре после разрушения Трои (т. е. ок. 1200 г. дохрист. эры, что приблизительно совпадает с датой Флавия). Геродот узнал от жрецов тирских (в 450 г.), что от основания Т. до их времени минуло 2300 л.; начало Т. восходит, таким образом, до 2750 г. до хр. эры (Herod., II, 44). Первоначально Т. разделял участь Сирии и Палестины (см. Палестина, исторический обзор). После периода египетского владычества над Финикией (15—13 вв.) и после вторжения морских народов в восточное побережье Средиземного моря (см. Филистимляне) начинается период расцвета Т. Во главе управления стоит царь, который, однако, может быть вытеснен священниками («Против Апиона», I, 18) или иногда должен передать власть «судье» (sufet = שופט‎; ib., 21). Власть T. распространилась затем и на Сидон, что видно из того, что Этбаал и Хирам II не называются уже «царями T.», как Хирам I, a царями сидонцев (т. е. финикийцев; I, Цар., 16, 31; Corpus inscriptionum semiticarum, I № 5). Эта гегемония Т. продолжалась в общем до персидского периода. Связь Т. с Израилем была возобновлена израильским царем Омри, женившим своего сына Ахаба на дочери Этбаала (см. Изебель). В 9 и 8 вв. грозная сила ассирийцев стала надвигаться на Т. Салманассар IV во время похода против Самарии, кажется, сделал попытку завоевать Т. Более серьезно взялся за это ассирийский царь Санхериб, который осаждал Т. в продолжение 5 лет (701—696). Островной Т. оказался непобедимым как для Санхериба, так и для Асархаддона (около 670 г.), Ассурбанипала и Навуходоносора. Последний тщетно осаждал Т. с суши 13 лет. Co времени Кира Т. подпал под власть Персии (Эзр., 3, 7). В войне последнего персидского монарха Дария Кодомана с Александром Македонским Т. был на стороне Персии; тирский царь находился при персидском флоте. В то время как все финикийские города открыли свои ворота победоносному македонскому завоевателю, Т. не дал ему войти в свои стены и принести жертву Мелькарду, как этого желал Александр. После семимесячной осады он взял город штурмом, построив плотину, соединившую остров с материком (в 322 г.). Остров стал полуостровом, жители, в количестве 30000 чел., были проданы в рабство; в город был введен македонский гарнизон. После смерти Александра Тир разделял судьбы Сирии и Палестины, переходя то к Птолемеям, то к Селевкидам. В 198 г. Т. перешел к Селевкидам, от которых, вероятно, в 126 г. получил полную автономию. В 64 г. до христ. эры Т. подпал под власть римлян, но Помпей подтвердил его автономные права. Впоследствии Август (в 20 г. до хр. эры) ограничил эти права (Dio Cassius, 54, 7). Из всех финикийцев особенно тиряне относились в то время к евреям недружелюбно (Иос. Флав., «Против Апиона», I, 13).

В Мидраше высказывается мнение (р. Элеазар), что в Библии только название צור‎ (с ו‎) означает T., צר‎ (без ו‎) означает Рим (вероятно, потому, что без צר ו‎ можно читать цар — «враг»; Schemoth r., IX, 13). В талмудической литературе довольно часто говорится ο тирских денежных знаках (כםף צורי‎), которые противополагаются денежным знакам провинциальным (כםף מדינה‎); последние соответствовали 1/8 части тирских (сикль провинциальный равнялся 1/8 сикля тирского и т. д.; см. Баба Кама, 36б). Из таких монет упоминаются: мина (מנה‎, ib., 90б); двойной сикль (םלע‎, ib.), динарий (См. Нумизматика, Меры и вес). Различается лестница «тирская» (большая) от лестницы «египетской» (маленькая), окно «тирское» (большое) от окна «египетского» (Баба Батра, 58б; Эруб., 77б). Из талмудистов, живших в T., упоминаются р. Симон б.-Яков (Берах., 33а) и р. Исмаил б.-Яков (Кетуб., 7а). — Ср.: Movers, Phoenicien, II, 1, 188 и сл.; Renan, Mission de Phénicie, Париж, 1864, 546 и сл.; H. Prutz, Aus Phönicien, 1876, 202 и сл.; Fried. Jeremias, Tyrus bis zur Zeit Nebucadnezar’s, 1891; ΚΑТ3., 126 и сл.; Enc. Bibl., III, s. v. Phoenicia; J. E., s. v. Tyrus; Guthe, KBW, 687 и сл. См. еще Финикия. А. С. К.1.3.

В Средние века Т. был одним из главных городов Востока. Балдуин II занял его в 1122 г. и основал в нем французскую епархию. Вениамин Тудельский называет Т. красивым городом, известным стекольным производством. Торговля в Т. привлекала купцов из дальних стран. Еврейская община состояла, по словам Вениамина, из 400 семейств. Евреи занимались стекольным производством и мореплаванием. Евреи, жившие в части города, принадлежавшей венецианцам, находились под юрисдикцией венецианского колониального чиновника (bajulus). В 1291 г. Т. был разрушен мусульманами и с тех пор находился в упадке. Ныне на месте Т. лежит городок Сур с незначительным еврейским населением, не имеющий значения, так как торговля перешла к Бейруту. — Ср.: Die Reisebeschreibungen d. E. Benjamin von Tudela, изд. Грюнгута и Адлера; Caro, Sozial. u. Wirtschaftsgeschichte d. Jud. etc., 262; Белкинд, «Современная Палестина», 1903, 262. 5.