Перейти к содержанию

Замороженные чиновники (Гашек)

Непроверенная
Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Замороженные чиновники
автор Ярослав Гашек
Из цикла «Статьи и фельетоны в советской фронтовой печати». Дата создания: 1919, опубл.: 6 марта 1919 г. в газете «Наш путь»[1] № 46. Источник: Ярослав Гашек. «Замороженные чиновники» в библиотеке Максима Мошкова. Текст проверен по: Гашек, Ярослав. Собрание сочинений в пяти томах / Под общей редакцией П. Богатырева — М: Правда, 1966. — Т. 5. — С. 166—167. — (Библиотека «Огонек»). • Написано на русском языке.

В субботнем номере «Нашего пути» я читаю статью «К попу послали», где автор удивляется, что в отделе социального обеспечения не знают декрета об отделении церкви от государства и направляют мать, которая пришла получать пенсию за убитого сына красноармейца, к попу за выпиской из метрической книги[2].

Этому я никак не удивляюсь, потому что в советских учреждениях везде сидят замороженные чиновники, на которых наложен тяжкий подвиг с умом понимать время, которое пришло.

Для этих чиновников советский строй остается непонятным.

Они служили царю, служили Керенскому, служили белым. Только вывески над учреждениями перекрасились с занятием Уфы нами, но внутри остались те же самые попугаи, которые не стремятся к пониманию окружающего.

Для этих чиновников советский строй остается вполне непонятным — они не могут помириться с новой жизнью.

Они ничего не понимают, их не интересуют декреты, это для них гораздо покойнее.

Притом говорят: «Мы только служим, мы беспартийные». При этом страшно обидно, что много партийных интеллигентных людей или искренне сочувствующих Советской власти не могут найти в Уфе никакой должности, потому что в советских учреждениях находятся беспартийные глупцы, которые плачут при снятии икон в советских учреждениях.

Мне столько раз приходилось проходить советскими учреждениями, и я наблюдал, что жизнь в них проходит как-то глухо.

Во многих местах не чувствуешь, что ты в советском учреждении, а в каком-то союзе статских советников и ждешь, когда тебе скажут, что в канцелярию ходить в валенках неприлично.

В народном банке, например, хорошо одетых людей встречают с каким-то восторгом и называют их «господами».

Из финансового отдела управления губернией дали печатать бухгалтерские книги с рубрикой «Министерство, департамент» и очень удивились, когда я им сказал, что уже министерства нет[3]. Не смогли на это ответить ничем иным, как «Это старая форма».

Везде встречаешь такие «старые формы».

Красный свет бьет в окно, но в комнатах сидят люди с воспоминаниями о кадетской[4] жизни, не интересующиеся в настоящее время ничем, кроме сосиски с капустой.

Если бы их раздеть, то на груди их можно было бы найти портрет губернатора.

Они остались служить Советской власти, потому что им деваться некуда.

Эти безобидные люди презирают Советскую власть, но тем не менее служат ей.

Они не поняли новую жизнь, они замороженные и растают только на своем солнце, которое, конечно, вне советского строя.

Примечания

[править]
  1. Газета «Наш путь» — орган печати Политотдела 5-й армии Восточного фронта РККА.
  2. В дореволюционной России запись актов гражданского состояния производилась преимущественно в церковных приходах, духовенством.
  3. После Октябрьской революции органы государственной власти получили новые наименования, в частности, советскими аналогами министерств стали народные комиссариаты или наркоматы.
  4. Кадеты — члены и сторонники Конституционно-демократической партии, леволиберальной политической партии существовавшей в России в 1905—1917 годах. Партия пользовалась популярностью в среде буржуазии, интеллигенции, чиновничества. Во время Гражданской войны термин «кадеты» мог использоваться большевиками и их сторонниками расширительно, в отношении всех противников красных, вне зависимости от их реальной партийной принадлежности.


Это произведение перешло в общественное достояние в России согласно ст. 1281 ГК РФ, и в странах, где срок охраны авторского права действует на протяжении жизни автора плюс 70 лет или менее.

Если произведение является переводом, или иным производным произведением, или создано в соавторстве, то срок действия исключительного авторского права истёк для всех авторов оригинала и перевода.