Перейти к содержанию

Краткие сведения по типографскому делу (Коломнин)/Предисловие

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Краткие сведения по типографскому делу — Предисловіе
автор П. П. Коломнин (1849–1915)
Опубл.: 1899. Источник: Коломнин П. П. Краткие сведения по типографскому делу. — СПб: Тип. А. С. Суворина, 1899.

ПРЕДИСЛОВІЕ.[править]

Наборщиковъ обыкновенно принято причислять къ разряду интеллигентныхъ рабочихъ, ставя ихъ, такъ сказать, особнякомъ среди прочихъ ремесленниковъ. Такого рода мнѣніе, очевидно, сложилось еще въ старину, въ то время, когда не существовало точнаго разграниченія между типографомъ и наборщикомъ, когда во главе книгопечатныхъ заведеній стояли не только превосходные практики и знатоки техники типографскаго дѣла, но зачастую лица съ высшимъ образованіемъ, а нередко и известные ученые и писатели, когда типографское искусство пользовалось особымъ почетомъ и знаменитые профессора, литераторы, различнаго рода высокопоставленныя лица (кардиналы, епископы и проч.) находили возможнымъ заниматься корректурою не только своихъ собственныхъ произведеній, но и сочиненій постороннихъ авторовъ.

Первые типографы не преследовали исключительно однѣхъ матеріальныхъ выгодъ, любили свое дело, отлично сознавали все его значенie и старались совершенствовать по мере силъ и возможности.

Съ развитіемъ книгопечатанія типографское дело утрачиваетъ, такъ сказать, свою чистоту, свое главное назначеніе — служить культурнымъ цѣлямъ человечества, и становится для большинства типографовъ, а нередко и издателей и авторовъ, исключительно орудіемъ и средствомъ для легкой наживы. Ни для кого не секретъ, что въ настоящее время во главе типографій стоять зачастую лица, не имѣющія ничего общаго съ книгопечатнымъ дѣломъ. Понятно, что при такихъ условіяхъ не можетъ быть и рѣчи о совершенствованіи изобретенія Гутенберга.

Съ переходомъ кннгопечатнаго дела въ руки типографовъ-барышниковъ, развелось огромное количество тЬхъ никуда негодныхъ наборщиковъ, которые составляютъ сущее горе каждой порядочной типографіи. Въ течение почти двадцатилѣтняго завѣдыванія (до августа 1898 г.) моего типографіею «Новаго Времени», я имѣлъ полную возможность убѣдиться, насколько недостаточна, прямо ничтожна, теоретическая и практическая подготовка тѣхъ молодыхъ людей, которые выбираютъ въ настоящее время своею специальностью типографское дѣло.

Столяръ, сапожникъ, кузнецъ, слесарь изучаютъ свои ремесла цѣлыми годами и, пробывъ въ ученье не менее 4—5 лѣтъ, действительно усваиваютъ себѣ извѣстные практическіе пpieмы и затемъ уже въ состояніи работать самостоятельно, не обращаясь ежеминутно къ завѣдующему мастерскою за указаніями, современный-же молодой наборщикъ (русскій) ограничивается лишь знашемъ самаго простого, такъ называемаго «сплошного» набора, да и того зачастую не можетъ выполнить какъ слѣдуетъ, благодаря своей поразительной безграмотности и невѣжеству.

Не спрашивайте отъ него знанія более или менѣе сложнаго набора (математическаго, таблицы, вывода и проч.): онъ не въ состояніи выполнить его безъ подробныхъ указаній и постояннаго надзора метранпажа. Развѣ не звучитъ смѣшно: «безграмотный наборщикъ»! А между тѣмъ такихъ въ настоящее время большинство. Научныя познанія и развитіе наборщиковъ настолько ничтожны, что ихъ затрудняютъ, при работѣ, самые обыкновенные выраженія и термины, хорошо знакомые каждому гимназисту третьяго класса. Я врядъ-ли ошибусь, если скажу, что письменныя «упражненія» по крайней мѣрѣ половины наборщиковъ могли бы съ успѣхомъ фигурировать въ музеяхъ редкостей или во всякомъ случае конкурировать съ теми знаменитыми иероглифическими начертаніями, которыя расходятся по всей Россіи изъ нашихъ селъ и деревень, приводя въ изумленіе и наводя на грустныя мысли каждаго, кому они попадаются на глаза. Безъ сомненія, встречаются и между наборщиками люди развитые, вполне грамотные, любящіе и знающіе наборное дѣло, но они представляютъ, къ сожаленію, весьма рѣдкія исключенія и совершенно теряются среди большинства сотоварищей-невѣждъ.

Я вовсе не укоряю наборщиковъ за ихъ плохое знаніе дѣла и безграмотность: — имъ негде учиться. Общедоступныхъ школъ для наборщиковъ почти не существуетъ, а въ типографіяхъ мальчики рѣшительно никакихъ научныхъ познаній не пріобрѣтаютъ, знакомятся крайне поверхностно и неудовлетворительно лишь съ одною техническою стороною набора и прекрасно выучиваются... пить водку. Если я добавлю къ этому, что, въ большинствѣ случаевъ, все научное образованіе наборщика ограничивается, на всю жизнь, теми обрывками свѣдѣній, которыя вынесены имъ, еще до поступленія въ типографію, изъ начальнаго двухкласснаго народнаго училища, то, мне кажется, всякому станетъ понятно, что, если къ наборщикамъ и можно применить эпитетъ «интеллигентные рабочіе», то развѣ въ ироническомъ смыслѣ. Не подлежитъ сомнѣнію, что школа печатнаго дѣла Императорскаго Русскаго Техническаго Общества, основанная въ 1884 г. соединенными усиліями нѣсколькихъ лицъ, причастныхъ типографскому искусству, оказала и окажетъ еще въ будущемъ огромныя услуги всѣмъ петербургскимъ типографамъ. Еще большею признательностью весь русскій типографскій міръ обязанъ, конечно, Алексею Сергеевичу Суворину, первому изъ всехъ частныхъ типографовъ не только у насъ въ Pocciи, ко и во всей Европѣ, учредившему при своей типографіи «Новаго Времени» (одновременно со школою печатнаго дѣла) общеобразовательную и профессіональную безплатную школу для наборщиковъ. Школа эта повлекла за собою открытіе другихъ частныхъ школъ при типографіяхъ.[1] Дай Богъ, чтобы благой починъ А. С. Суворина принесъ плоды сторицею! Дай Богъ, чтобы у насъ поболее было такихъ просвещенныхъ типографовъ, которые не только свято блюдутъ даръ, завещанный имъ великимъ Гутенбергомъ,[2] но и по-человѣчески, съ любовью и состраданіемъ относятся къ тѣмъ мелкимъ труженикамъ печатнаго дѣла, которые безропотно несутъ свой тяжелый крестъ и изо дня въ день выполняютъ свою невидимую ни для кого и скромную работу — по зернышку, по литере собирать и соединять въ одно цѣлое тотъ матеріалъ, который затѣмъ подъ видомъ книгъ расходится по всему мipy, внося всюду свѣтъ и просвѣщеніе.

А. С. Суворинъ, сознавая, что безграмотный и невѣжественный наборщикъ представляетъ явленіе совершенно анормальное, не замедлилъ учредить при своей типографіи школу, въ которой въ теченіе четырехъ лѣтъ учениками изучаются не только теорія и практика типографскаго дѣла, но также общеобразовательные предметы. Изъ этой школы не выходятъ готовые метранпажи, но молодые люди, очень нередко, безусловно грамотные и получившіе основательную теоретическую и практическую подготовку для самостоятельной работы въ типографіяхъ. Лучшимъ подтвержденіемъ сказаннаго можетъ послужить то, что некоторые изъ окончившихъ курсъ школы, совсемъ еще юноши, занимаютъ уже ответственныя мѣста метранпажей и выполняютъ свои обязанности вполнѣ удовлетворительно, обѣщая въ недалекомъ будущемъ прекрасныхъ и всюду желанныхъ работниковъ. Многіе изъ бывшихъ учениковъ школы работаютъ въ типографіи «Новаго Времени» въ качествѣ наборщиковъ и своимъ умственнымъ развитіемъ и качествомъ работы выдаются даже среди старыхъ и опытныхъ сотоварищей по искусству.

Преподаваніе въ русскихъ школахъ печатнаго дѣла крайне затруднено тѣмъ, что у насъ, русскихъ, нѣтъ подходящихъ учебниковъ типографскаго дѣла и ученикамъ приходится учиться «съ голоса». Понятно, что ни одинъ изъ нихъ не въ состояніи удержать въ памяти всего, что ему передаетъ и объясняетъ преподаватель.

Сами преподаватели (русскіе) тоже стѣснены отсутствіемъ руководствъ, такъ какъ имъ приходится выдумывать собственныя системы преподаванія, собственные термины и опредѣленія, а это вовсе не такъ легко, какъ кажется многимъ съ перваго взгляда. Я даже скажу прямо, что это очень и очень трудно. У нѣмцевъ, итальянцевъ, французовъ существуетъ цѣлая масса учебниковъ и нѣкоторые изъ нихъ нужно признать превосходными. У насъ, помимо руководства А. Д. Путяты[3] и «Руководства для типографщиковъ» гг. Н. Ф. и Р. Н. — нѣтъ ничего.

Книга А. Д. Путяты не есть полное руководство типографскаго дѣла и заключаетъ въ себѣ лишь изложеніе одного математическаго набора. Написана она прекрасно: просто, сжато, но вполнѣ удобопонятно. Для школъ печатнаго дѣла, метранпажей и наборщиковъ, интересующихся своимъ дѣломъ, руководство г. Путяты имѣетъ первостепенное значеніе и принесетъ несомнѣнную пользу.

„Руководство для типографщиковъ“ — весьма почтенный трудъ, дѣлающій честь его скромнымъ авторамъ, укрывшимся за иниціалами Н. Ф. и Р. Н., — но оно уже устарѣло и для школъ мало пригодно по своему изложенію, почти полному отсутствію рисунковъ и чертежей и недостатку наглядныхъ примѣровъ. Уже давно признано, что всякое руководство должно непремѣнно изобиловать примѣрами и, по возможности, рисунками, пояснительными чертежами и проч. Дѣтей необходимо учить „забавляя“. Если среди взрослыхъ иллюстрированныя изданія имѣютъ бо́льшій успѣхъ, сравнительно съ другими, то тѣмъ болѣе для дѣтей и юношей необходимы всякаго рода рисунки, гравюры, схематическіе чертежи, которые значительно облегчаютъ пониманіе текста и легко запечатлѣваются въ памяти.

Если нѣтъ пригодныхъ полныхъ учебниковъ по техникѣ наборнаго дѣла, то, къ счастію, по исторіи книгопечатанія имѣется превосходная книга, написанная[4] Ѳедоромъ Ильичемъ Булгаковымъ и изданная А. С. Суворинымъ. Полное ея заглавіе: Иллюстрированная исторія книгопечатанія и типографскаго искусства. Томъ 1-й. Съ изобрѣтенія книгопечатанія по XVIII вѣкъ включительно. С.-Петербургъ. 1889.

Книга роскошно иллюстрирована, съ 6-ю хромолитографіями и нѣсколькими сотнями образцовъ историческихъ шрифтовъ, заглавныхъ листовъ, украшеній, портретовъ типографщиковъ, первопечатныхъ изданій заграничныхъ и русскихъ, иниціаловъ, заставокъ и проч. По богатству матеріала «Исторія книгопечатанія» Ѳ. И. Булгакова должна быть поставлена несомнѣнно на ряду съ самыми лучшими заграничными изданіями, разрабатывающими одинъ и тотъ же предметъ. Книга эта должна быть настольною во всѣхъ школахъ печатнаго дѣла и у спеціалистовъ типографскаго искусства. Не подлежитъ сомнѣнію, что она займетъ видное мѣсто и въ библіотекѣ каждаго образованнаго человѣка.

Завѣдуя школою „Новаго Времени“, я отлично видѣлъ, съ какимъ трудомъ усвоивается учениками теорія типографскаго искусства и какъ легко все понятое и усвоенное ими забывается по неимѣнію руководства, которое давало-бы возможность возобновлять (по временамъ) въ памяти объясненія преподавателя. Отсутствіе учебника тормозило и самое преподаваніе, такъ какъ вмѣсто дальнѣйшихъ и новыхъ объясненій безпрестанно приходилось повторять то, что уже было разсказано и даже не одинъ разъ.

Давно уже задумалъ я написать нѣчто вродѣ учебника типографскаго дѣла, спеціально для школы, и сталъ подготовлять необходимый матеріалъ. Его набралось такъ много, что я могъ-бы написать 100 съ лишнимъ листовъ. Непредвидѣнныя обстоятельства заставили меня, однако, сократить мою работу до объема этой книги.

Я писалъ вовсе не для метранпажей и опытныхъ типографовъ, а для учениковъ типографскихъ школъ и тѣхъ малосвѣдущихъ, но любознательныхъ наборщиковъ, которые не довольствуются свѣдѣніями, пріобрѣтенными ими въ типографіяхъ и рады-бы поучиться бо́льшему, да не́ по чему. Я старался излагать кратко, но, по возможности, понятно и не сухо, такъ какъ типографское дѣло само по себѣ довольно скучно. Я не скуплюсь на рисунки, пояснительные чертежи и многочисленные наглядные примѣры, не избѣгаю иностранныхъ и всякаго рода „мудреныхъ“ словъ, вошедшихъ въ составъ современнаго русскаго языка, но обязательно поясняю ихъ, равно какъ объясняю рѣшительно всѣ имена и термины, встрѣчающіеся въ текстѣ. Мнѣ не одинъ разъ приходится повторяться, но врядъ-ли это можетъ быть поставлено въ укоръ. Болѣе половины всѣхъ рисунковъ сдѣланы нарочно для этой книги и никогда ни въ одномъ изданіи не появлялись.

Считаю умѣстнымъ и необходимымъ замѣтить здѣсь, что безъ содѣйствія А. С. Суворина, предоставившаго мнѣ полную возможность пользоваться всѣми обширными средствами его типографіи со всѣми ея разнообразными спеціальными мастерскими, моя книга не могла-бы появиться въ свѣтъ. Мнѣ, конечно, нечего добавлять, насколько я ему за это благодаренъ и обязанъ.

Мнѣ посчастливилось также встрѣтить сочувствіе къ моей работѣ среди бывшихъ моихъ сослуживцевъ по типографіи. Приношу искреннюю мою благодарность Андрею Афанасьевичу Филиппову — за оказанную мнѣ помощь при чтеніи корректуръ, Филиппу Михайловичу Михайлову — за многочисленные и прекрасные фотографическіе снимки съ натуры и изъ изданій, Михаилу Александровичу Александрову — за нѣкоторые любезно сообщенные мнѣ интересные примѣры. Особенную мою благодарность и признательность я долженъ высказать многоуважаемому Илларіону Федоровичу Богданову. Его превосходное знаніе техники типографскаго искусства, разносторонняя практика, долголѣтній опытъ и любовь къ дѣлу доставили ему давно мѣсто преподавателя въ школѣ «Новаго Времени», которое онъ и занимаетъ съ честью и несомнѣнною пользою для дѣла вотъ уже 14 лѣтъ. Я, лично, обязанъ И. Ф. Богданову за живое участіе, которое онъ принималъ въ моей работѣ, за его полезные совѣты и указанія и наконецъ за принятый имъ на себя трудъ по версткѣ настоящаго изданія.

Самое названіе «Краткія свѣдѣнія по типографскому дѣлу» показываетъ, что я не придаю моей книгѣ значенія полнаго руководства и вовсе не претендую, какъ принято говорить, на какой-либо «вкладъ» въ литературу типографскаго искусства. Я поставилъ себѣ скромную задачу: облегчить, по возможности, русскимъ наставникамъ преподаваніе въ школахъ теоріи типографскаго дѣла и дать ученикамъ и малосвѣдущимъ наборщикамъ такого рода справочную книгу, которая помогла-бы имъ избѣгать, при самостоятельныхъ работахъ, крупныхъ промаховъ и не обращаться ежеминутно за указаніями къ метранпажу. Насколько мнѣ это удалось — судить не мнѣ.

Уходя изъ школы «Новаго Времени», которою я завѣдывалъ съ самаго ея основанія, мнѣ все-таки пріятно сознавать, что я настоящею книгою оставилъ въ ней по себѣ слѣдъ.

Дай Богъ, чтобъ мой трудъ послужилъ на пользу юношамъ — будущимъ типографамъ — и внушилъ имъ любовь и уваженіе къ тому искусству, изобрѣтеніе котораго единогласно признается величайшимъ открытіемъ всѣхъ временъ и народовъ.

Примечания[править]

  1. Успѣхи и значеніе школы «Новаго Времени» оффиціально признаны присужденіемъ ей на Нижегородской выставкѣ диплома 1-го разряда, т.-е. награды высшей, чѣмъ золотая медаль.
  2. Типографія «Новаго Времени», не смотря на свое короткое существованie, уже имѣетъ двѣ большихъ золотыхъ медали, изъ которыхъ одна присуждена ей на Парижской Всемірной Выставкѣ 1889 г., а другая — на Всероссійской Выставкѣ печатнаго дѣла въ С.-Петербургѣ въ 1895 г.
  3. Математическіе знаки и формулы. Руководство для наборщиковъ, составилъ А. Д. Путята. 1896.
  4. По порученію школы «Новаго Времени».