Махновщина
[править]Мы опять оказались на некоторое время отрезанными от севера. Махно вновь заставил говорить о себе.
Что же представляет из себя Махно и махновщина? Каковы её цели?
Говорят: цели эти очень просты, — грабеж. Махновцы, — отбившиеся от рук, избаловавшиеся парни, да разный уголовный сброд.
Все это верно, хотя и не так просто. В сущности, что представляет из себя Махно, мало интересно. Гораздо интереснее остановить свое внимание на махновщине, как известном общественном явлении.
Шайка Махно — воровская шайка. Ни когда воры объединяются в полки, имеют вооружение, захватывают города, и с ними приходится вести войну, — махновщина перестает быть явлением простой уголовщины и приобретает особый характер.
Какже возникает махновщина, чем питается она?
Когда-то Стенька Разин кликал такой клич:
Судари мои, братцы, голь кабацкая!
Поедем ли, братцы, на сине-море гулять,
Возьмем, братцы, бусурманский корабль,
Возьмем мы казны, сколько надобно.
Мы веслом махнем — караван собьем
Мы рукой махнем, — девицу возьмем!
На такой заманчивый зов, конечно, охотно откликнется голь кабацкая, именно голь. Потому, что хотя удаль молодецкая, воля вольная и очень заманчива, но все же эта предприятие рискованное.
Хорошо пировать, плохо «ответ держать». Редко какой хозяйственный мужик бросит свою землю и семью ради легкого, но опасного промысла.
Армия разиновская поподнялась, главным образим, «голью кабацкой», которая шла в стан Разина «от скудости большой» «за зипунами». Так оно в общем, и теперь. Годы войны европейской и гражданской увеличили у нас кадры этой «голи», не имеющей ни кола, ни двора.
Эго основное ядро заключено в целый ряд оболочек. К Разину приставали всякие воры, --недаром разиновский стан назывался «воровским собранием», у Разина спасался всякий люд, боявшийся ответственности «за разбойнвые татины и прочие дела». Не мало уголовного элемента и в шайке Махно, обосновавшего одно время свою резиденцию в селе с таким поразински колоритным названием Гуляй-поле.
Здесь и каторжанин, и жулики, и разбойники всех сортов. Это — уголовная оболочка разино махновщины, имеющей «голутвенное» ядро.
Шли к Разину и те, кто спасался от «обид, отягощения и разорения».
Такой элемент существует и у махновщины. Сюда могут попасть те, которых разорила, обидела, или отягчила гражданская война. Сюда стекаются недовольные теми, другими, или всеми.
Была в разиновщине и сепаратистская, самостийная оболочка. К нему присоединялись, напр., многие из за кубанских народов, протестовавшие против зависимости от России. Присутствие непримиримых самостийников возможно допустить и у Махно, — поскольку Махно может оказаться полезным их целям.
Такое разнообразие элементов, составляющих махновщину, не может не отразиться и на целях движения. Начиналось с грабежа, но помимо простого грабежа, «воровское собрание» Стеньки Разина пыталось ставить какие-то смутные социальные цели. Тут и дележ земли, и вольное казацкое житье.
Махновщина, по своим целям, представляет еще более сумбурное явление, чем разиновщина. Чего только нет у Махновцев. Она то большевики, то их заклятые враги, они борятся с Добровольческой армией и «спасают народ» погромами. Коммунизм, анархизм, зоологический национализм.
При такой анархичности, стихийности подобных движений они, разумеется, не могут привести ни к чему, кроме разрушения и не могут обогатить даже «голь кабацкую». Сохранить награбленное, в условиях бродячей разбойничей жизни трудно, — и вот, как поется в разиновских песнях. —
Что пропились, ребятушки, промоталися,
В косточки и в карты проигралися…
… Попили, поели, поцарствовали,
А потом на отвал пошли…
…Уж мы, братцы, разойдемтесь-ка,
Разойдемтесь-ка по диким местам…
Махновцев также тянет, когда приходит плохо, к «диким местам», к днепровским плавням, к заросшим камышами берегам, где так удобно скрываться .
Под влиянием вооруженной силы, расходится «голь кабацкая» по диким местам, чтобы вновь собраться в шайку при первом благоприятном случае.
Когда эта голь собирается в шайку разиновскую или махновскую, то с ней мыслима только вооруженная борьба.
Но страна только тогда будет гарантирована от рецидивов, когда перестанут существовать корни, питающие это ненормальное социальное явление.