Наука и шарлатанство (Семашко)

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Наука и шарлатанство : О выставке «мощей»
автор Н. Семашко
Опубл.: 1922. Источник: Наука и шарлатанство : О выставке «мощей» / Революция и церковь, 1922, № 1—3 (янв.—март), С. 30—32

НАУКА и ШАРЛАТАНСТВО.
(О выставке „мощей“.)

Из всех способов затемнения народного сознания самым гнусным и возмутительным является, несомненно, спекуляция с трупными остатками, так называемыми „мощами“. В противоположность другим религиозным заблуждениям, здесь мы имеем дело в громадном, подавляющем большинстве случаев с прямым, сознательным шарлатанством. Об этом вопиет каждая история не только открытых, но и неоткрытых (так сказать, забракованных) мощей. Наркомздрав, с своей стороны, принимает участие в разоблачении этого шарлатанства. Ибо кому другому, как не его органам и представителям, разъяснить трудящимся сложные процессы гниения, разложения мертвых предметов животного происхождения, на чем спекулируют шарлатаны и мракобесы.

В настоящей заметке я хочу познакомить читателей журнала „Революция и Церковь“ с одним из таких мероприятий Наркомздрава: на нашей показательной выставке по социальной медицине и гигиене (Москва, Петровка, 14) мы организовали специальный отдел по гниению и разложению животных предметов. Совершенно естественно, что этот отдел нашел место именно на нашей гигиенической выставке: гигиена занимается изучением условий жизни живого существа, а также условий заболевания и смерти человека; в частности вопросы порчи, разложения предметов гниения, брожения и т. д. естественно входят в гигиеническую науку.

В этом отделе мы показываем зрителям все и всяческие процессы гниения и разложения. Тут зритель видит перед собою и читает (или слышит от лектора) объяснение всех этих процессов. Тут демонстрируется и объясняется процесс гниения и плесневения картошки, хлеба и т. д., здесь же показывается, как гниет и разлагается, скажем, пища, дерево и т. д. Зритель таким образом переходит от более простых, элементарных предметов к более сложным и, наконец, знакомится с разложенном трупов животных и человека. Даются объяснения, как различно происходит это разложение и гниение животных в зависимости от „почвенных условий“; что такое „мумификация“ и „омыление“ трупов. И, наконец, представляются зрителю образчики таких мумифицированных трупов: два мумифицированных трупа „угодников“, которых шарлатаны выставляли за „нетленные мощи святых“, один мумифицированный труп фальшивомонетчика (в Москве найден был труп фальшивомонетчика, который спекулянты целый год держали в сухом погребе, мумифицируя его, чтобы потом выдать за „нетленные мощи“ и поживиться на народном невежестве), труп мумифицированной крысы, которую мы нашли в сухой трубе центрального отопления и труп мумифицированной летучей мыши. Сходство процессов гниения во всех этих трупах (и тех, которыми торговали спекулянты, и фальшивомонетчика, и крысы, и летучей мыши) до того разительно, что даже у предубежденных, суеверных посетителей пелена спадает с глаз. Так перед светом науки рассеивается мрак спекуляции, обмана и шарлатанства.

Вот несколько из надписей-объяснений, имеющихся в этом отделе выставки:

1) „Эти три мумифицировавшиеся трупа приписываются церковниками без всяких оснований Иоанну, Антонию и Евстафию, которые яко бы погибли в борьбе за православие против язычников и католиков в 1347 году; подлинных доказательств, чьи это трупы, не имеется. В 1919 году народным судом установлено, что иеромонах Досифей и игуменья Серафима с другими лицами под покровительством патриарха Тихона использовали эти трупы в целях религиозного обмана и контр-революционной агитации. Пусть здесь эти трупы неизвестных людей послужат делу просвещения народного сознания“.

2) „Долой религиозные суеверия! На Западе, в тех странах, где реформация искоренила грубые предрассудки католической церкви, народное благосостояние, уровень здоровья и просвещения выше, чем в странах, где католическая церковь продолжает затемнять сознание народа“.

3) „Вещество не творится и не исчезает. Во всякой химической реакции количество действующих веществ и составляющих их элементов остается неизменным: меняется лишь способ их взаимного сочетания.

Вследствие громадного накопления количества отмирающих растений и трупов животных земля обратилась бы в колоссальное кладбище, дальнейшая жизнь на ней прекратилась бы, если бы все отмирающее не разрушалось и не возвращалось бы в общий круговорот неорганической природы“.

4) „Борьба с религиозными суевериями так же необходима, как борьба с заразными болезнями“.

5) „Мумификация трупов может быть А) Искусственная, она происходит при бальзамировании трупов, или при пропитывании их веществом, убивающим бактерии.

Б) Естественная, она наступает тогда, когда трупы быстро высыхают или омы-ляются (превращаются в жировоск).

Что такое сухая мумификация трупа?

Если труп попадает в очень сухую, крупно-зернистую, хорошо продуваемую почву, он быстро высыхает, бактерии без влаги не могут, жить, и разложение трупа останавливается. В Москве высохшие трупы встречаются при разрытии старых могил на Даниловском кладбище.

Что такое жировоск?

Если труп находится долгов время в воде или в сырой глинистой почве, то жир трупа распадается на глицерин и жирные кислоты под влиянием аммиака, который получается вследствие гниения белков.

Жирные кислоты, соединяясь с растворенными в воде солями кальция (известь и калий), образуют мыла, которые и пропитывают ткани трупа, образуя жировоск, не поддающийся гниению.

Что такое мощи?

В целях поддержания в народных массах суеверий, выгодных для богатых и духовенства, мумифированные трупы использовываются под названием мощей и выдаются за нетленные остатки людей святой жизни“.

6) „Мистические и метафизические системы (религия, учение о чудесном и сверхестественном) не могут разрешить задач человеческого счастья. Одна лишь точная наука способна выполнить это. Необходимо устранить все препятствия на ее пути“.

7) „В организм растений, животных и человека входят, главным образом, следующие 14 элементов: кислород, азот, водород, углерод, хлор, сера, фосфор, кальций, натрий, калий, магний, кремний и железо.

Зеленые растения, поглощая энергию солнечных лучей и питаясь углекислотой воздуха и минеральными солями почвы, превращают их в сложные органические соединения, белки, жиры и углеводы, входящие в состав живого тела. Грандиозную работу по освобождению земли от умерших растений и трупов животных совершают микробы; под их влиянием все главнейшие группы органических веществ разлагаются на более простые соединения, вплоть до полной их минерализации. Это делает их вновь доступными для питания растений, чтобы вступить в новый круговорот жизни.

В горения и гниении мы имеем дело с процессами, которые возвращают обратно в резервуар неорганической природы элементы, взятые из нее растениями и животными для построения их тела“.

Интересны наблюдения лекторов и руководителей выставки. Громаднейшее большинство посетителей (рабочих, крестьян, красноармейцев) приходит, чтобы во очию убедиться в обмане. Они вслух высказывают свое возмущение обманщиками Но нам известны случаи, когда попы натравляли и подговаривали (особенно крестьянских баб) приходить демонстративно, и поклоняться „святым мощам“. Совершать обряды у этих трупов мы воспрещаем (об этом гласит наше объявление). Но мы свободно допускаем, чтобы каждый приходящий свободно высказывал свое мнение и отношение. Иногда завязывается интересная и поучительная дискуссия — пускай: мы не боимся этого, ибо истина всегда победит. Наши объяснители (которые ведут краткий дневник) отмечают интереснейшие наблюдения: вот приходит деревенская старушка; она на улице спрашивает: „Где здесь показывают угодников?“ Крестясь она входит в комнату и, поглядев широко раскрытыми глазами на лежащие рядом мумифицированные трупы, она уходит пораженная, приговаривая: „Какие это нетленные! На них глядеть тошнит, а нас целовать заставляли“.

И несомненно, эта старушка многим, многим в своей деревне расскажет, как она своими глазами убедилась в обмане. И ей поверят.

Вот один курьер: „Небось монахи и священники завидуют, сколько денег можно бы было заработать, а советская власть даром пускает мощи смотреть“. Вот и неисправимые: один художник возмущается, почему „смерда“ (фальшивомонетчика) положили рядом с „царем“ (Иосаф Белгородский); один монах уверяет, что фальшивомонетчик „благоухает“ потому, что „лежит рядом со святыми“.

Но самое главное, самое ценное для нас: вот делегация из провинции: от такого-то полка, от такой-то школы, от такой то фабрики, завода, от такой то женской организации, от такого-то провинциального учреждения. Ни на кого наша выставка не производит более потрясающего впечатления, как на этих непосредственных провинциальных людей, оторванных от станка, плуга, от практической работы. Это горячие пропагандисты н агитаторы против векового обмана.

Вот, например, резолюция делегаток безпартийной конференции: „Делегатки 2-ой Владимирской безпартийной конференции, осмотрев в кафедральном соборе местные мощи, приняли следующую резолюцию:

„Мощи, называемые нетленными, есть обман, затуманивание голов трудящегося народа со стороны буржуазии, и отныне делегатки съезда, убедившись в этом на деле, обещают бороться с религиозными предрассудками среди широких масс трудящихся женщин. Протестуя против религиозного обмана и всяких выдумок духовенства, участницы съезда призывают всех трудящихся женщин отказаться от религиозных предрассудков, этого наследия капиталистического строя“.

Таким образом небольшой уголок выставки делает незаметную, но большую работу: он изгоняет невежество, обман и покоившуюся на них эксплуатацию из последнего убежища, где они еще в потемках скрывались. Наглый, глупый, гнусный обман заменяется просвещением народа.

В этом задача социалистического просвещения[1].

Н. Семашко.

Примечания[править]

  1. Примечание. Выставка открыта во все дни недели, кроме понедельника, от 2-х часов дня. В виду значительного наплыва посетителей предпочтение отдается групповым посетителям. Желательно записываться заблаговременно.