На другой день после взятия Ельца (Олендер)

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
На другой день после взятия Ельца
автор Пётр Моисеевич Олендер (1906—1944)
Опубл.: 12.12.1941. Источник: «Красная звезда», 12 декабря 1941 г., № 292 (5047)

ЮГО-­ЗАПАДНЫЙ ФРОНТ, 11 декабря. (По телеграфу от наш. спец. корр.). Получив сокрушительный удар доблестных частей Красной армии, фашисты в панике бежали из Ельца, оставив на поле боя много убитых и богатые трофеи. Вместе с частями Красной армии в город вошли представители партийных и советских организаций Ельца. С неописуемой радостью встречали бойцов­-освободителей оставшиеся в живых жители города.

Страшен был вид улиц. Все окна в до­мах выбиты. Магазины опустошены. Фашистские грабители вытащили из торговых помещений все, что могли унести. Чего не могли ваять — разрушили. После грабежа магазинов гитлеровцы кинулись на квартиры, отбирая у местного населения теплую одежду, продукты, предметы домашнего обихода. Особенно пострадали от грабителей все дома на улицах Максима Горького и Комсомольской.

Все дни пребывания немцев в городе сопровождались грабежами и бесчинствами. Встречая тепло одетых людей, фашистские вояки под угрозой смерти тут же их раздевали. Так были раздеты на улице рабочий мельницы Петр Шилов, рабочий Горторга Калачев и многие другие.

Перед уходом из города немцы совершенно разрушили школы № 3 и № 12, недавно только выстроенные, вывели из строя электростанцию, водопровод и пекарню. В пекарне для стариков и детей наши части оставили 65 тонн муки. Фашисты украли сразу 50 тонн. Они приехали бы­ и за оставшимися 15 тоннами, но не успели и их взять, ибо в город уже входили передовые подразделения Красной армии.

За дни своего господства в городе фашистские мерзавцы изнасиловали много молодых женщин, угнали из города в неизвестном направлении ­трудоспособных людей. В бессильной злобе немцы перед самым уходом расстреляли на улице председателя кустарной артели Меленина и ряд других граждан, имена которых сейчас устанавливаются.

Фашистские изуверы пролили под ударами Красной армии немало своей поганой крови. Два больших немецких кладбища возникло па окраине города еще при захвате его врагом. Па этих кладбищах немцы закопали множество своих солдат. Когда части Красной армии подошли вплотную к городу, фашистам уже не было времени хоронить трупы своих солдат. Они опоганили вшивыми мерзкими телами своих солдат и офицеров нашу реку, спустив сотни трупов под лед.

Партийными, советскими организациями и населением в Ельце восстанавливается нормальная жизнь. Начала свою работу пекарня. Опа уже дала первый хлеб для бойцов и населения, изголодавшегося за дни властвования немцев. Сегодня к вечеру даст свет электростанция. Производится ремонт водопроводной станции. В город доставлены первые ящики стекла, которое будет роздано населению. В типографии сейчас набирают строки для первого номера местной газеты; — она выйдет завтра утром.

В 12 часов дня все население Ельца собралось на центральную площадь. От мала до велика все пришли сюда, чтобы отдать последний долг бойцам Красной армии, погибшим в боях за Елец. Тысячи граждан города Ельца обнажиль свои головы, когда в могилы опустили прах бойцов, отдавших свою жизнь за освобождение родного советского города от заклятого врага.

Выступивший на похоронах комиссар N части, принимавшей участие в разгроме немцев под Ельцом, батальонный комиссар Литвиненко рассказал населению о том, как бойцы Красной армии громили немецких оккупантов. От местных жителей на траурном митинге выступил товарищ Бугов.

— Мы склоняем свои головы перед прахом бойцов, погибших за освобождение нашего родного города, — сказал тов. Бугов. — Мы от всего сердца приветствуем нашу родную Красную армию, нашего вождя и учителя товарища Сталипа, вырвавшего город из-­под власти фашистского кошмара и изуверства. Немцы принесли сюда слезы, кровь и разрушения. А вы, товарищи, вновь возвращаете всем нам родину, несете освобождение от трижды проклятых фашистских гадов.

Капитан П. ОЛЕНДЕР.

Шаблон:PD-Russia