О главнейших результатах почвенных исследований в России за последнее время

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
О главнейших результатах почвенных исследований в России за последнее время : Протоколы
автор Василий Васильевич Докучаев
Опубл.: 1890. Источник: 8 сезд русских естествоиспытателей и врачей в С.Петербурге от 28 декабря 1889 г. до 7 января 1890 г. Отдел 9. СПб.: тип. В. Демакова, 1890. С. 9-10. (отдельная пагинация)

Проф. В. В. Докучаев сделал сообщение «о главнейших результатах почвенных исследований в России, за последнее время». Вот главнейшие положения докладчика:

1) Точно установлено понятие о почве, как самостоятельном, естественно-историческом теле, которое является результатом совокупной деятельности: а) грунта, b) климата, с) растений и животных, d) возраста страны и отчасти e) рельефа местности. Выводы отсюда таковы:

Если желают знать почву, необходимо, прежде всего, штудировать ее, как естественно-историческое тело, — как изучают любые минералы, растения и животных; с этой точки зрения почва, составляя предмет изучения, одинаково близкий, одинаково интересный для минералога, геолога, химика, физика, метеоролога, биолога и географа, захватывает все основные отделы естествознания.

Только при таком условии, почвоведение в состоянии сделаться, действительно, естественно-исторической наукой, со всеми её преимуществами.

Только при этом почвоведение желанный гость съездов естествоиспытателей.

Если желают знать почву, безусловно необходимо обстоятельно изучить те почвообразователи, результатом деятельности которых она является.

Только в связи именно с такой постановкой вопроса и, во всяком случае, на основе её, мыслимо вполне овладеть почвой и с целями чисто прикладными, — сельско-хозяйственными, гигиеническими и пр.

2) Теперь твердо установлен в России целый ряд строго определенных почвенных типов, каковы подзолы, северные суглинки, лесные земли среди степной полосы, чернозёмы, солонцы и пр. Все эти типы отличаются один от другого весьма резко и определенно как генетически и по структуре, так но составу и физически.

А так как а) сорта произрастающих там и здесь культурных и некультурных растений, b) их урожайность, по объему и весу, c) качества хлеба, d) стоимость обработки земли, e) стоимость, сила и продолжительность действия навоза и других удобрений, а отчасти f) и густота населения, по крайней мере, в весьма значительной части России, — словом, если и не все, то значительнейшая часть и притом важнейших факторов, обусловливающих g) испольную и арендную плату, а следовательно, i) доходность и k) ценность земель, находятся в постоянной, генетической и теснейшей связи с тем или иным характером почв, — то делаются очевидными, так сказать, неизбежными два следующих положения:

a) Характер земледельческой культуры, способы обработки почв, культурные земледельческие растения, сорта удобрений и вообще весь способ и строй земледелия должны быть строго приурочены к тем или иным естественно-историческим особенностям главных почвенных типов России.

b) Ничего не может быть проще, законнее и надежнее, как положить в основу всей экономической и сельско-хозяйственной расценки (а следовательно, и обложения) пахотных земель именно естественно-исторический характер почв, — их природные наиболее устойчивые качества.

3) И такие заключения тем справедливее, тем осуществимее и важнее, что главнейшие названные почвенные типы не разбросаны по поверхности России как-нибудь, случайно, а напротив, в их географическом распространении замечается (как и в распределении любого организма) известные правильность и законность. Не входя в детали, здесь достаточно напомнить следующие общеизвестные факты.

Подзолы и типичные северные суглиносупеси резко приурочены исключительно к северной и отчасти средней России.

Едва ли меньшую полосу занимают на крайнем юге и юго-востоке России различного рода солонцы и так наз. каштановые почвы.

Как раз между ними, отделяясь переходными почвами, вытянулась с ЮЗ. на СВ. (параллельно известному изменению климата, растительности, грунта, рельефа и пр.) громаднейшая черноземная полоса, которая, в свою очередь, по составу своих почв, их мощности, цвету и пр., распадается на след. главные районы: юго-западный, центральный, заволжский, западно и восточно-сибирский; чернозёмы Крыма и Кавказа составляют обособленные области.

4) Столь же закономерны и цельны (конечно, в естественно-историческом смысле) почвы и по отношению к их составным частям и к их физике: оказывается, что между главнейшими составными частями данного тела, — каковы цеолиты, глины, гумус, щелочи, фосфорная кислота, углесоли и пр., существуют известные строго определенные рациональные отношения. И это одинаково справедливо как по отношению к любому названному типу, так и особенно, к одной и той же почве, в её различных горизонтах.

5) Наконец, не менее поучительны и те результаты, которые добыты в последнее время, именно в России, по разъяснению вопроса о могущественном влиянии на тот или иной характер почв местного климата, материнских горных пород, рельефа местности и различного рода организмов.

в заключение профессор В. В. Докучаев заметил:

Но все это и многое другое, добытое в последнее время русскими почвенниками, есть только ничтожная капля в том бесконечном почвенном море, которое беспредельно расстилается по лицу земли русской. Чтобы вычерпать это море или, правильнее, взять хорошие пробы хотя бы из главнейших районов его, чтобы познать наши почвы, а следовательно, и овладеть ими, для этого недостаточно никакой личной энергии, труда и таланта, — для этого безусловно необходимы широко и строго научно организованные различного рода государственные и общественные учреждения, во главе которых я ставлю почвенный институт.

Вследствие этого я имею честь предложить собранию ходатайствовать пред правительством об учреждении в С.-Петербурге такого института, на подобие уже существующего геологического комитета.

А. С. Ермолов предложил выразить проф. В. В. Докучаеву благодарность за то, что он своими почвенными исследованиями поднял уровень русского почвоведения и основал школу почвенников. Предложение принято шумными аплодисментами.