О древнем иудейском Синедрионе
[править]Синедрион у иудеев был то, что в наши времена сенат или парламенты. Греческий язык сделался, так сказать господствующим в Малой Азии, Сирии и Египте, когда в землях сих царствовали преемники Александра Македонского. Евреи писали книги на сем языке: итак, не удивительно, что иудейский Бет-дин (domus judicii, дом суда) известен нам под именем Синедриона, или по нынешнему, Сангедрина. Синедрион состоял из семидесяти старейшин, которые собирались во храме иерусалимском, и рассуждали о важнейших делал государственных. Глава сего собрания назывался наси, то есть князь, его первый наместник — аб-бет-дин, или отец дома судилищного; второй наместник — хакам, или мудрый. Прочие члены именовались старейшинами (senes, senatores). Они собирались в круглой храмине, коей одна половина находилась внутри храма, а другая вне. В первом, внутреннем полукруге стояли просители, потому что в священном месте сидеть не дозволялось; во внешнем полукруглом сидели старейшины.
Наси или князь сидел на престоле у стены храмины, имея подле себя обоих наместников, первого на правой стороне, второго на левой, старейшины занимали места по порядку. Самая храмина называлась лискат-гаггазит, то есть вымоленная камнем. Некоторые думают, что сие самое место названо у евангелиста Иоана (гл. 19. ст. 13) лифостротон.
Раввины уверяют, что Синедрион иудейский беспрерывно продолжался от времен Моисеевых даже до разрушения храма римлянами. Установление сего верховного судилища они относят к тому времени, когда Моисей избрал семьдесят старейшин в помощники себе для управления народом (см. кн. Чисел гл. 11).
Наблюдаемо было при выборе старейшин, чтобы они происходили от законного супружества; иногда брали их из колена священников и левитов, или из сословия низших судей, то есть малого Синедриона, который состоял только из двадцати трех членов. Они долженствовали быть искусны в знании обоих законов, писаного и хранящегося в памяти по устному преданию; должны были упражняться в науках волхвования, гадания, врачевания, звездочетства, счисления, также и в языках. По свидетельству раввинов, старейшины долженствовали знать семьдесят языков, то есть все тогда известные. В сие сословие не были допускаемы евнухи, по причине жестокости их, — ростовщики, престарелые, люди страстные к игре, имеющие телесные недостатки, также и те, кои приучивали голубей заманивать других в голубятню, наконец те, кои промышляли плодами в год субботний. Некоторые раввины утверждают, что первосвященник и царь не могли иметь места в Синедрионе, по причине важности их сана; другие напротив того доказывают, что цари обыкновенно председательствовали. Наконец требовалось, чтобы старейшины были люди зрелого возраста, богаты, статны и красивы лицом.
Власть великого Синедриона была весьма обширна. Сие общество решило важные дела, поступавшие к нему из низших судилищ. Царь, первосвященник и пророки подлежали суду Синедриона. Когда царь погрешал против закона, так например, когда имел более семнадцати жен, когда содержал великое множество коней, когда собирал много золота и серебра; в таком случай Синедрион отнимал у царя лишнее и наказывал его телесно. Такое наказание говорят раввины не почиталось бесчестным у евреев; царь охотно подвергался оному в знак покаяния, и сам выбирал человека, которому приказывал бить себя плетью. Дела государственные, то есть народные, рассматривались в Синедрионе. Сие сословие имело право осуждать на смерть; непременно требовалось, чтобы оно приговор свой произносило в упомянутой храмине ласкат-гаггазите, а не в другом месте. Иудеи тотчас оставили сию храмину, когда римляне отняли у них право осуждать на смерть, что случилось за сорок лет до разрушения храма Иерусалимского, то есть за три года до крестной смерти Спасителя нашего Иисуса.
Во времена Моисеевы старейшины собирались при дверях Скинии сведения. По завоевании Земли обетованной, Синедрион повсюду следовал за Скиниею, потом находился в Иерусалиме до пленения Вавилонского. В продолжение плена он был в Вавилоне, после опять в Иерусалиме; далее — в Иамнии, Иерихоне и других местах; наконец — в Тивериаде, где находился до конечного своего уничтожения. Так говорят евреи о Синедрионе.
Но ученые мужи не согласны с ними. Петавий полагает начало Синедриона при Габине, правителе Иудеи, который учредил пять судилищ в главных городах; в Иерусалиме, в Гадаре, в Амафе, в Иерихоне и в Сефоре. Гроций, согласно с раввинами, относит установление оного ко временам Моисеевым; но думает, что он уничтожен в царствование Иродово. Баснаж в своей иудейской истории сперва полагает начало Синедриона при Габинге; но после говорит, что сие судилище установлено при Иуде Маккавее, или при его брате Ионафане. В самом деле Писание свидетельствует, что при Ионафане Маккавее старейшины и первосвященник отравили послов к римлянам. Иосиф пишет, что старейшины призывали к себе Ирода, когда он был еще только правителем Галилейским. Синедрион существовал до царствования Ирода и спустя потом несколько времени как явствует из книг Евангельских и Деяний Св. Апостолов. В Матфее (гл. 5 ст. 22) Иисус Христос упоминает о двух судилищах: всяк гневайся на брата своего всуе повинен есть суду, то есть меньшему судилищу, который состоял из двадцати трех членов; а кто скажет брату своему рака[1], повинен есть сонмищу, то есть великому Синедриону, который имел власть обширнейшую. О нем упоминается еще у Евангелистов: Марка в гл. 13 ст. 9; гл. 14. ст. 55; гл. 15. ст. 1; Луки в гл. 22. ст. 52 и 66; Иоанна в глав. 11 ст. 47; в Деяниях Апост. в. гл. 4. ст. 15. и гл. 5. ст. 21.
Спустя 1700 лет по уничтожении истинного Синедриона в Иудее, где он, как власть законная, по долгу был уважаем всеми, ныне возникает в Париже другой Сангедрин, достойный примечания только по странным затеям его основателя.
О древнем иудейском синедрионе // Вестн. Европы. — 1807. — Ч. 33, N 10. — С. 81-86.
- ↑ Слово сирийское, ругательное. См. Библию Московского издания 1802. Нов. Зав. стр. 155 на обороте.