Петиция В. Жаботинского — королю Великобритании. (Жаботинский)

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Петиция В. Жаботинского — королю Великобритании
автор Владимир Евгеньевич Жаботинский (1880—1940)
Опубл.: 1934 год[1]. Источник: "Добровольная Еврейская Пропаганда"

Ваше королевское Величество! Нижеподписавшийся — один из тех евреев, которых законы Палестины исключили из категорий, подходящих для иммиграции в эту страну. Посему я почтительнейше ходатайствую, чтобы эти законы были подвергнуты пересмотру, дабы я получил возможность стать постоянным жителям страны Еврейского Национального Дома.

Мое обращение является одним из многих, которые будут адресованы Вашему Величеству. Как один из инициаторов Петиционного движения, а равно и для обоснования моего личного вышепериведенного ходатайства, я позволю себе привести следующие соображения.

Так как большинство петиционеров, в их числе и ваш покорный слуга, не является британским подданным, то как-то не представляется формального основания просить о милостивом внимании Вашего Величества. Во всяком случае как будто подходящий прецедент для этого отсутствует. Но все мы — члены того «Еврейского народа», которому Декларация Бальфура от 2 ноября 1917 г. , изданная правительством Вашего Величества, обещала облегчить устройство их Национального Дома в Палестине. И именно Вашему Величеству советные* державы — при воспоследовавшем подтверждении со стороны Лиги Наций — доверили миссию мандатария для выполнения обещания, данного Великобританией и всем миром. Не может поэтому не быть признано, что эти события создали некоторую, по меньшей мере, моральную связь, дающую право всякому еврею, которого национальное правительство, или личная* судьба, или то и другое вместе, связано с будущим Евр. Нац. Государства — обратиться к Высокому Мандатарию в момент, когда появляется угроза личной судьбе его, просителя, его национальным идеалам, а равно и будущности этого Евр. Нац. Дома. Я полагаю, ввиду всего этого, что не будет места для формального предлога, который помешал бы вышеуказанным петициям достигнуть их назначения. В данном случае, такой предлог был бы и несправедлив*: при положении, не имеющем себе равного, нет места и поискам* прецедентов. Мало того, в данном случае такой предлог был бы равнозначен отвержению просьбы о проявлении элементарной гуманности. В этих петициях говорит подлинный голос массового несчастья, принявшего почти мировой масштаб, — крайней безнадежности, которую вряд ли может хотя бы в отдаленном будущем представить себе народ свободный.

Ни один свободный народ не должен был бы отказаться выслушать этот голос, но менее всего это может допустить Нация, непосредственно ответственная за тот день, когда 16 лет тому назад, правительство Вашего Величества объявило решение Британской Империи оказать содействие восстановлению того, что сдержанным языком официальных документов именуется Национальным домом и что всеми евреями, всем британским народом и всем миром было воспринято, как воссоздание Палестины, в виде Еврейского Государства. Последовавший в один из самых тяжелых моментов мировой истории, этот акт правительства Вашего Величества, казалось, открывает эру реабилитации нашей национальной чести, замену диаспоры государственностью: нежелательный полуиностранец был поднят до ранга гражданина по своему собственному праву, а лишенная корней жизнь имела переустроиться на здоровой экономической основе. Мы знали, что это будет продолжительной процессом, но в его исходе мы были уверены, так как обещание было дано народом, репутация которого для всякого еврейского ума представляется основанной прежде всего на лояльности. Считается установленным, что евреи полностью выполнили обязательства, логически проистекающие для них из Декларации Бальфура и мандата. Те немногие еврейские пионеры, которым было разрешено въехать в Палестину, обогатили каждый уголок страны, которого им позволили коснуться. Успех их, как строителей новой страны, побил все рекорды современной колонизации, основанной на принципе добровольного поселения. Но несмотря на это, развитие Палестины подчиняется началам, идущим в разрез с колонизацией Евр. Нац. Дома. За период 1926 -1931 г. , пять лет наших величайших усилий в деле строительства, отношение еврейского элемента к нееврейскому упало с 20% до 17%, а впереди предстоит неизбежно еще большее падение, так как еврейская иммиграция несправедливо, безжалостно и нецелесообразно сокращается, в то время как идет постоянный, никем не контролируемый, приток арабов из соседних стран.

К тому же мандатарная администрация, обязавшаяся «приложить все старания» к реконструкции земли Е. Н. Д. , преднамеренно и систематически нарушает все принципы, проистекающие из ее вышеуказанной обязанности.

Ваше Величество! Во время великой войны нижеподписавшийся был среди тех, кто призывал мировое еврейство присоединиться к Великобритании в самой решительной и недвусмысленной форме — набором еврейских солдат для экспедиционного корпуса вооруженных сил Вашего Величества, оперировавшего в Палестине. Это последовало в момент, когда победа союзных армий еще была под сомнение ми поэтому существовал большой риск для беззащитного народа, рассеянного по многим странам. Но мы твердо верили, что наше участие на стороне Великобритании обозначает, каковы бы ни были ближайшие результаты, общность с нацией, которая никогда не изменяет своему слову ни даже путем ограничительного толкования обязательства.

Ныне я вынужден силою вещей, вопреки собственному желанию, довести до сведения Вашего Величества, что эта вера, которую в те дни разделили все евреи, — может начать колебаться. Я удостоверяю это не под влиянием недружелюбных чувств. Я утверждаю это из чувства лояльности к той нации, чей мундир я имел честь носить, несмотря на бытность мою иностранцем, — к той нации, чья добрая воля, и еще надеюсь, была неверно истолкована администрацией, ответственной за режим в Палестине. Я утверждаю это из чувства лояльности к еврейскому народу, который даже в моменты горького недовольства не таит злобы в отношении Англии. Я утверждаю это из лояльности в отношении своего собственного прошлого, так как я испытал бы гнетущее чувство, если бы идею Еврейского Легиона в британской армии стали считать ошибочной. Многочисленные петиции, адресованные Вашему Величеству, равно как и британскому парламенту, свидетельствуют, что прежде всего ее авторы апеллируют к совести британского народа. Именно от нее мы ожидаем восстановления справедливости, ныне попранной — осуществления нашей начальной мечты и постепенного изживания* нашего горя, которое коренится в факте рассеяния.

Ваше Величество! Это может быть сделано, если наконец, несправедливые и негуманные законы, закрывающие двери Палестины перед еврейскими пионерами, будут подвергнуты пересмотру в духе настоящей моей петиции.

Всепокорнейший и всегда обязанный слуга Вашего Величества Владимир Жаботинский.

Париж, 6 марта 1934 г.

  • слова, которые невозможно прочитать в оригинальной статье, потому за точность я не ручаюсь.
  1. Рассвет, 5\3\1934