Перейти к содержанию

Почему продана Юзовка?

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Почему продана Юзовка?
Опубл.: 1911. Источник: Почему продана Юзовка? // «Южный край» от 19 мая 1911 года

[стр.]
Почему продана Юзовка?

Продажа Юзовки французам продолжает быть «злобой дня» в Донецком бассейне и в горнопромышленных кругах. Задаются вопросом, что именно могло подвигнуть владельцев этого огромного, благоустроенного и выгодного предприятия уступить его в другие руки?

Специалисты дела объясняют эту сделку с одной стороны желанием Юзов освободиться от своего дела, вести которое независимо, как прежде, представляется с каждым годом все труднее и труднее.

Новороссийское Общество, как известно, не принимало участия ни в «Продуголе», ни в «Продамете». Завод вел свои многомиллионные операции по выработанным еще стариком Юзом коммерческим основам, без содействия трестов и синдикатов. Между тем, в последние годы, по примеру американской и европейской металлургической промышленности, вести даже такое колоссальное само по себе предприятие, очевидно, нельзя уже без содействия и помощи других таких же предприятий, хотя бы и меньших по объему.

„Продуголь“ и „Продамет“ теснили Новороссийское Общество — это, несомненно, так. Диктовать условия рынку или казне, как раньше, стало немыслимо — и Юзам оставалось одно из двух: или войти в соглашение с обоими синдикатами, или совсем уйти из Донецкого бассейна. Юзы выбрали последнее.

С другой стороны, группа французских и бельгийских капиталистов, ищущая еще и теперь новых крепких, верных дел в Донецком бассейне, наступала на бр. Юз, добиваясь продажи завода ради округления границ с Макеевкой и Юрьевкой, — последние уже давно в руках этих всесильных приобретателей, в число их входить, конечно, и пресловутое «Socicté Generale», скрывающее, однако, почему-то на этот раз несомненную свою прикосновенность к покупке Новороссийского завода.

Сделка с Юзами заключена знаменитым „маклером“ Тальманом, совершившим уже не одну крупную операцию в Донецком бассейне и нажившем на этом не мало миллионов.

В грядущем нам предстоит постигнуть на дел, что такое трест. О синдикатах мы уже имеем некоторое понятие, достаточно чувствительное; но, разумеется, с синдикатами можно бороться, а вот с трестом вряд ли…

Французы поместили в Донецком бассейне миллиард франков. Много десятков миллионов закопано глубоко в угольных шахтах и растоплено в домнах разных Белянских и других металлургических заводов, машины которых были проданы в лом…

„Подарить“ России эти богатства? Не такие люди французы, как и всякие, впрочем, промышленники!

Они решили получить их обратно и, как полагается, с хорошими „коммерческими“ процентами.

И получать их, захватив в свои руки горное и горнозаводское дело Донецкого бассейна!

По знаменитой системе Вобановской атаки, французы неслышной мертвой сапой подобрались к богатствам Южной России и завладели ими, и они сделают теперь с нами все, что захотят.

Думать иначе, значит не видеть того, что совершается, или вернее, того, что уже совершилось!