РБС/ВТ/Ган, Павел Васильевич

Материал из Викитеки — свободной библиотеки

[226]Ган, барон Павел Васильевич, тайный советник, сенатор, член Государственного Совета, из древнего курляндского рода, сын действительного статского советника Адольфа Георга Вильгельма (р. 1749 г. † 1823 г.) от брака с Шарлоттой Фиркс (р. 1759  г. † 1831  г.), родился в Митаве 27 (по другому источнику 30) июля 1793 г., учился в Дерпте и Москве. В ноябре 1812 г. он поступил юнкером в Гродненский гусарский полк, принял участие в военных действиях против французов и был в делах при [227]Кенигсберге, Данциге, Берлине и Шпандау; за отличие при осаде Данцига получил знак отличия военного ордена; затем состоял бессменным ординарцем при английском генерале бароне Дернберге, командовавшем отдельным летучим отрядом. 13 мая 1814 г. Г. был уволен от военной службы за ранами с чином и мундиром, совершил путешествие по Англии, Шотландии и Франции, а в августе 1815 г. поступил на гражданскую службу переводчиком в коллегию иностранных дел. В 1816 г. он назначен состоять при миссии во Флоренции, а в следующем году переведен в Рим, где оставался до 1822 г., состоя с 1819 года в должности секретаря миссии; за это время награжден орденами св. Иоанна Иерусалимского (от гроссмейстера ордена в 1817 г.) и св. Анны 3‑й и 2‑й степени, званием камер-юнкера (13 августа 1818 г.) и чинами коллежского асессора «во уважение приобретенных им познаний по части дипломатической и изданных им полезных сочинений» (1819 г.) и надворного советника. Сочинения, за которые Г. получил награду, были следующие: «Livourne et son commerce dans l'annee 1818» (Rome, 1819) и «Memoire sur les etablissements de bienfaisance en Toscane» (Rome, 1819). После отозвания в Петербург он 6 февраля 1824 г. был назначен Курляндским гражданским губернатором с производством в статские советники. Состоя в этой должности, Г. был произведен в действительные статские советники (22 августа 1826 г.) и награжден орденом св. Анны 1‑й степени (31 октября 1827 г.). 27 ноября 1827 г. он был перемещен на должность Лифляндского гражданского губернатора, которую занимал до 26 апреля 1829 г., когда вышел в отставку вследствие неприятностей с дворянством и Рижским генерал-губернатором маркизом Паулуччи. Ган отправился за границу, слушал лекции в Гейдельбергском университете и затем объехал всю Европу до Турции и Греции включительно. Вновь на службу вернулся он только в феврале 1836 г. и был назначен членом Совета министра внутренних дел. В августе того же года он назначен членом статистического отделения при этом же Совете, а 5 декабря произведен в тайные советники с назначением сенатором. Вскоре на его долю выпала важная задача — реформа управления Закавказского края. 11 марта 1837 г. он был назначен председателем комиссии для рассмотрения на месте всех предположений и для составления Положения об управлении Закавказьем. Исполняя возложенное на него поручение, Г. в то же время ревностно содействовал обнаружению злоупотреблений в крае и во время поездки Императора Николая I на Кавказ представил ему доклад о них.

11 октября того же года на Гана возложено было также составление проекта преобразования финансовой части в Закавказском крае. Уже 4 февраля 1838 г. Г. донес военному министру, что комиссией составлен проект Положения об управлении Закавказьем, и 22 февраля по его представлению комиссия была закрыта. Проект был представлен Ганом 24 октября в Закавказский комитет. Наградой за составление им проекта была ежегодная прибавка к жалованью в 12000 руб. (10 ноября) и орден Белого Орла (6 декабря). Между тем Закавказский комитет, рассмотрев проект, нашел его вполне удовлетворительным и заслуживающим всякого одобрения, но, несмотря на это, признал нужным, вместо того чтобы осуществить проект Гана, ввести в крае особое устройство, по возможности примененное к общему губернскому учреждению, но с изменениями соответственно местным особенностям края. Составление нового проекта согласно указаниям комитета было возложено 8 января 1840 г. на особую комиссию, в которую вошли главноначальствующий на Кавказе, статс-секретарь Позен и Ган, который к этому времени закончил и свой проект преобразования финансовой части, представленный затем (10 января) Государю и найденный им заслуживающим особенного внимания. Новый проект Положения об управлении Закавказьем был составлен [228]в несколько недель и внесен в Государственный Совет; по Высочайшей воле Г. присутствовал там при его обсуждении. 2 апреля на Гана Высочайше возложено совместно с главноначальствующим на Кавказе Е. А. Головиным приведение нового положения об управлении Закавказским краем в исполнение. К 1 января 1841 г. управление Закавказьем было уже преобразовано. Император Николай І, прочитав отчет о введении нового положения, сказал, что «за сим остается только желать, чтобы введенный порядок управления был сохранен ненарушимо». Наградой Гану за труды по введению в Закавказье нового гражданского устройства были орден св. Александра Невского (4 июня 1841 г.) и 35000 руб. на уплату долгов (24 октября 1841 г.). В том же году, 28 мая, ему повелено быть членом Закавказского комитета. Еще раньше, в 1840 г., он был назначен членом комитета для пересмотра нового свода местных законов Остзейских губерний (28 января) и членом Государственного Совета (14 апреля) и избран в почетные члены Академии Наук (29 декабря), которой пожертвовал армянские рукописи (описаны Броссе в Bulletin scientifique, 1838 г., V, 117—127).

Между тем новое устройство Закавказья вызвало неудовольствие местных жителей, и для ревизии его посланы были военный министр граф Чернышев и статс-секретарь Позен, один из авторов проекта этого устройства. Они возвратились в Петербург в августе 1842 г., и Чернышев представил Императору доклад. На этом докладе Государь написал следующую резолюцию: «Необходимо прежде всего предъявить сей рапорт комитету министров, с тем чтобы все члены убедились как в пользе поездки вашей и статс-секретаря Позена, так и в непростительной неосновательности барона Гана, которого надменность ввела правительство в заблуждение и принуждает безотлагательно приступить к отмене еще столь недавно утвержденного». В личной беседе с Чернышевым Николай I так отозвался о Гане: «вижу, что Ган всегда меня обманывал; я всегда убежден был в одном: что он человек с отличнейшими дарованиями, но заносчивый хитрец, недостойный доверия. Если я вел его далее, то потому лишь, что меня всегда окружали такими настояниями в его пользу, которым я не мог не уступить». По приказанию Государя Ган был исключен из членов Закавказского комитета. Потеряв надежду оправдаться в обвинениях, он в 1846 г. отпросился в годичный отпуск, а в следующем году подал в отставку и 28 апреля был уволен. Скончался он в 1862 г. в Маннгейме.

Граф М. А. Корф дает в своих Записках такую характеристику Гана: «С большим образованием, с необыкновенной искательностью и еще большей ловкостью, с особенным даром приятной беседы, он соединял в себе все то, что в человеке, посвятившем себя публичной жизни, составляет истинное искусство — стать выше толпы. Угодный всем высшим и сильным, любимый всеми равными, умевший в особенности снискать расположение к себе старушек большого света, которые были всегда самыми жаркими его заступницами, Ган имел, однако, два важных недостатка. С одной стороны, он был чрезвычайно надменен с людьми, стоявшими ниже его, разумеется, когда не было ему причини дорожить их мнением или ждать от них чего-либо в будущем. С другой стороны, его никак нельзя было назвать человеком деловым. Он знал много в теории, но очень мало был знаком с практикой, и самая теория его вращалась более в сфере западных, несвойственных нам идей. Учившись в Германии и служив исключительно по дипломатической части и в Остзейском крае, он был очень несведущ в русских законах, в русском быте, в формах и подробностях деловой нашей жизни; самый язык наш знал очень несовершенно, как иностранец, выучившийся ему в зрелых летах, и вообще, по всему направлению ума своего, более был способен к деятельности дипломатической или придворной, нежели [229]к практической администрации или к законодательным соображениям». Ган был женат на баронессе Софии Львовне Граймберг и имел двух сыновей: Адольфа (род. в 1825 г.) и Павла (род. в 1829 г.).

Формулярный список. — Кн. П. В. Долгоруков, Российская родословная книга, т. III. — Записки графа М. А. Корфа (Русск. Стар., 1900 г., т. І, 35—49). — Recke und Napierski, Schriftsteller u. Gelehrten-Lexikon, II, 167—168, и доп. том, 236.

Ган, Федор Иванович (Friedrich Wilhelm von Hahn), ординарный профессор и декан Харьковского университета, статский советник, происходил из податного состояния, родился в Лифляндии 22 июля 1799 г., медицинское образование получил в Дерптском университете, куда поступил в 1816 г.; в 1819 г. получил серебряную медаль за сочинение: «Ueber das Wesen der Entzündung». С 1820 года служил врачом в университетской больнице, в 1822 г. по защите диссертации: «Meletemata quaedam de lectis», Dorpati, 1822, 8°, был удостоен степени доктора, а по особому экзамену получил звание акушера. В 1823 г. был определен врачом.

В 1831 г. Г. назначен акушером при Харьковской врачебной управе, а в 1834 г. ординарным профессором Харьковского университета по кафедре акушерства, женских и детских болезней. В 1837 и 1838 гг. он временно занимал кафедру терапевтической клиники. С 1837 по 1858 год был постоянно избираем на должность декана медицинского факультета. В 1847 г., по истечении 25 лет срока службы, был вновь избран профессором. Кроме того, Г. с 1833 г. состоял врачом при Харьковском институте. Был награжден орденами: св. Станислава 2‑й степени, св. Анны 2‑й степени с Императорской короной, св. Владимира 3‑й степени. Кроме вышеупомянутых сочинений, написал еще: «Quaedam de quinta partus periodo», Gharcoviae, 1836, 4°, maj.

Recke u. Napiersky, «Allgemeines Schriftsteller u. Gelehrten-Lexicon der Provinzen Livland, Estland u. Curland». — Д. И. Багалей, Опыт истории Харьковского университета, II, 501.

Гао-инь-ци, лектор китайского языка на восточном факультете Петербургского университета, происходил из мелкой купеческой семьи гор. Цзин-Хай, близ Тянь-цзина. Получив в Тянь-цзине степень сю‑цая, он после долгих скитаний попал на службу в крепостцу Цзин-хо, в округе Шихо, недалеко от Кульджи, где прожил 3 года и получил, как знак отличия, павлинье перо на шляпу. Затем в течение 3‑х лет занимал место учителя китайского языка при русском консульстве в Кульдже, где его увидел летом 1890 г. декан восточного факультета академик В. П. Васильев и пригласил в университет на вакантное место лектора. 31 июня 1891 г. Г. утвержден вольнонаемным преподавателем китайского языка и каллиграфии. Сознавая недостаточность имеющихся пособий для изучения разговорного языка, Г. свой досуг посвящал составлению китайских разговоров, к изданию которых намеревался приступить осенью 1892 г. Литографировал некоторые тексты (для чтения студентов с профессорами). По отзывам всех знавших его, Г. был лучший из доселе бывших лекторов китайского языка, но в каллиграфии уступал Су-чжуну. Умер в ночь на 17 сентября 1892 г. от холеры в больнице Марии Магдалины и погребен на Успенском кладбище.

«Новое Время», 1892 г., № 5947. — Биограф. Словарь профессоров Имп. СПб. унив., 1869—1894, т. I, 177.

Гарве (Harwey), Эдуард Васильевич, лектор английского языка и словесности в Московском университете, родился в Лондоне 24 января (5 февраля н/с.) 1798 г. Умер 8 февраля 1874 г., похоронен на Ваганьковском кладбище. Воспитывался в одном частном учебном заведении в Лондоне. По окончании его, познакомившись с некоторыми лицами свиты Александра I, во время пребывания его в Англии в 1814 г., приехал в Россию и в 1816 г. поступил домашним учителем; в 1822 г. выдержал при 1‑й Московской гимназии экзамен на звание домашнего учителя, затем