Гвин или Гвын, Степан (Stephen Gwyn), один из трех английских ученых, приглашенных в Россию, во время пребывания в 1698 году Петра Великого в Лондоне, для преподавания будущим русским морякам математики и мореходных наук. Двумя другими были Ричард Грейс и Фарварсон. Прибыв в Москву, где должна была иметь место преподавательская деятельность Гвина в предположенной к открытию школе «Математических и навигацких, то есть, мореходных хитростно искусств учения», он должен был еще в течение некоторого времени вместе со своими товарищами быть без дела, так как упомянутое открытие, да и то еще в неполном виде, последовало только в 1701 году. В течение этого первого по прибытии в Россию времени Гвин, как и его товарищи, должен был терпеть очень большую нужду и лишения, потому что им, да, кажется, и никому, не было известно, откуда они должны были получать свое условленное и притом для своего времени довольно значительное жалованье. В прошении, поданном ими по этому поводу, они говорили, что им пришлось поместиться всем троим в одной небольшой комнате, «палатченке», по их выражению, в квартире своего соотечественника, переводчика Посольского приказа Андрея Кревета, который «сподоблял их всякими нуждами, питьем и людьми, и лошадьми, и прочим, только кроме харча и платья». По открытии школы Гвин преподавал в ней исключительно мореходные науки, но какие именно, как и в каких размерах, к сожалению, неизвестно. В Высочайшем указе об открытии школы от 14 января 1704 г. сказано только, что «во учителех же тех наук быть Англинския земли урожденным: Математической — Андрею Данилову сыну Фархварсону, Навигацкой — Степану Гвыну, да Рыцарю Грызу». Если же принять во внимание, что теоретические части морских наук преподавал Фарварсон, то придется остановиться на заключении, что на долю Гвина и его товарища Грейса оставалось преподавание практических частей морских наук. В 1716 г. Гвин был переведен вместе с Фарварсоном в С.‑Петербург, в открытую там в 1715 г. Морскую академию. Здесь они считались уже профессорами, помощниками которых были переведенные также из Москвы учителя, подмастерья и навигаторы, бывшие ранее воспитанниками Московской школы. В качестве профессора навигации Гвин получал второй после Фарварсона высший оклад жалованья, а именно 400 руб. в год. В то же время подмастерья получали по 72 руб. в год, а навигаторы — по 42. Гвин умер в С.‑Петербурге в 1720 году.
Деятельность Гвина не ограничивалась одним преподаванием. Он принимал также участие и в развитии русской учебной литературы, как это показывает его сотрудничество в следующих трех изданиях: 1) «Хартина меркаторская Америки или Индии западныя, против аиглинския хартины, но в Москве, за повелением царского пресветлейшего величества, во употребление и знание математико-навигацким ученикам, которые содержатся под командою генерала адмирала… графа Федора Матвеевича Апраксина, тиснению предана во гражданской типографии, под надзиранием господина генерала фельдцейхмейстера и кавалера Якова Вилимовича Брюса, тщанием и за освидетельством математико-навигацких школ учителей Андрея Фархварсона и Стефана Гвына, от библиотекаря В. К. (Василий Киприанов) 1715 лета от Р. Хр.». Это издание, так же как и следующее, представляло гравированную на меди карту. 2) «Новая размерная хартина от канала до берега барбарийского со островами канарийскими и западными. За повелением и проч. 1715 лета от воплощения Христова». 3) «Таблицы Синусов, Тангенсов, и Секансов и Логарифма Синусов и Тангенсов: Таже и числ, еже есть от единого даже до 10000. Со изъяснением удобнейшим: оных довольством возможно разрешити вся треугольники прямолинийные, и сферические и множайшая вопрошения Астрономическая. За повелением и проч… Тиснению преданы в Москве вторым типом, первее же ныне во Гражданской типографии: под надзрением господина Генерала фельдцейхмейстера и кавалера Якова Вилимовича Брюса. Тщанием и заосвидетельством математико-навигацких школ учителей Андрея Фархварсона, Стефана Гвына, и Леонтья Магницкого от Библиотекаря В. Киприанова лета от воплощения Христова 1716» (8°, 142 л.). Книга представляла в главном простую перепечатку «Таблиц» А. Влака. Первое ее издание, не заключавшее в себе указания имен лиц, принимавших в нем участие, вышло в свет в Москве в 1703 году.
Сведения о Гвине находятся в следующих изданиях: Ф. Веселаго, «Очерк истории Морского Кадетского Корпуса», СПб., 1852; В. В. Бобынин, «Русская физико-математическая библиография», т. І, вып. 3‑й, стр. 137; Его же, «Очерки истории развития физико-математических знаний в России» («Физико-математические науки в их настоящем и прошедшем», 1888, т. VII); Брокгауз-Ефрон, «Энциклопедический Словарь», т. VIII, стр. 204.