Звенигородский, князь Иван Иванович (прозванием Звенец) — сын князя Ивана Александровича Звенигородского, родоначальник угасших князей Звенцовых-Звенигородских. В 1468 г. Иоанн III предпринял поход против казанских татар, которые грабили и жгли села на Кичменге. Главными военачальниками были: Руно из Москвы и князь Иван Звенец из Устюга. Дети боярские и казаки из Москвы, Галича, Вологды, Устюга и Кичменги соединились под начальством этих двух воевод в земле Вятской, под Котельничем, и шли берегом реки Вятки до Камы, откуда поворотили к Белой Воложке, предавая на своем пути все огню и мечу. Встретив отряд, состоявший лишь из 200 вооруженных казанцев, воеводы, вследствие малочисленности отряда, не сочли возможным вступить с ним в сражение, а поручили "охочим" людям из среды войска истребить весь отряд, что и было исполнено; два начальника были взяты в плен. Поход князя Ивана Ивановича Звенца и Руна закончился захватом на Каме большого количества судов, нагруженных разным товаром, а потому ратные люди вернулись в Устюг и в Москву с большою добычею. В 1475 г. князь Звенец находился в числе детей боярских, сопровождавших великого князя Иоанна III во время его мирного похода в Новгород. В 1478 г. он был в качестве пристава у касимовского царевича Даньяра, приходившего к Новгороду и остановившегося, по приказанию Иоанна III, на Ковалеве в монастыре.
В 1480 г. князь Звенец ездил от Иоанна III к крымскому хану Менгли-Гирею с поздравлением по случаю его воцарения. После 1467 г., т. е. по смерти Ази-Гирея (отца Менгли-Гирея), в Крыму происходила частая смена ханов; кроме того, Крым последовательно подпадал под власть то Турции, то Золотой Орды, и Менгли-Гирей, дружески расположенный к московскому великому князю, в третий раз занял в 1480 г. престол. Князю Звенцу поручено было сказать Менгли-Гирею, что Иоанн III, из особенной к нему дружбы, принял к себе не только изгнанного из Крыма хана Зенебека (Дженебека), но и двух братьев Менгли-Гиреевых, Нордоулата и Айдара, чтобы лишить их возможности вредить Менгли-Гирею. Князь Звенец должен был обещать Менгли-Гирею поддержку против хана Золотой Орды Ахмата и заключить с ним союз, если он согласится быть заодно с Иоанном III против великого князя литовского Казимира. В тайной грамоте, утвержденной крестным целованием и золотою печатью (грамоту эту князь Звенец должен был наедине передать Менгли-Гирею), Иоанн III обязывался дружески принять Менгли-Гирея в Московском государстве, если он снова лишится престола; обходиться с ним, как с независимым государем, и всеми силами способствовать возвращению царства. Князь Звенец исполнил возложенное на него поручение: заключил с Менгли-Гиреем союз, в силу которого Московское государство и Крым условились вместе воевать или мириться с Золотой Ордой и с Литвой. Кроме заключения союза с Менгли-Гиреем, князю Звенцу было поручено похлопотать о пропуске великокняжеского человека к Стефану, воеводе волошскому, так как Иоанн III намеревался посватать дочь Стефана за своего сына, князя Ивана Ивановича.
В 1482 г. князь Звенец ездил послом в Казань. В 1489 г., при покорении Вятки, он был воеводой у устюжан во время похода к Хлынову. В 1490 г., июля 16, с московским послом Траханиотом, ездившим к немецкому императору Максимилиану, прибыл в Москву посол Максимилиана Георг Делатор; 18 июля Иоанн III велел Делатору быть у себя и посылал "по него на подворье окольничего князя Ивана Звенца да Юрия Грека, и приехали с ним вместе на двор".
Мы видели выше, что основанием союза Иоанна III с Менгли-Гиреем, заключенного князем Звенцом, было единение против Литвы. В 1496 г. князь Звенец, как лицо уже известное Менгли-Гирею, снова был послан в Крым, чтобы уладить то неприятное положение, в какое поставил себя Иоанн III по отношению к крымскому хану. В 1495 г. Иоанн III выдал свою дочь Елену за великого князя литовского Александра, не предупредив Менгли-Гирея о сватовстве Александра и о своем союзе с Литвой. Когда разнесся слух, что Менгли-Гирей идет войной на Литву, Елена и Александр писали Иоанну, чтобы он принял меры для предотвращения нападения крымского хана. Тут только Иоанн III известил Менгли-Гирея о бракосочетании своей дочери и о союзе с Литвой. Из ответной грамоты видно, что Менгли-Гирей был сильно оскорблен и огорчен поступком Иоанна III. "Друг и брат — великое дело; не скоро добудешь его" — писал он между прочим. "Ты стал другом наших злодеев — читаем дальше — а меня оставил им в жертву!.. Сказал ли нам хотя единое слово о своем намерении? Не рассудил и подумать с твоим братом". Получение этой грамоты и побудило Иоанна III отправить к Менгли-Гирею князя Звенца, в то время уже боярина, с извинением, что он своевременно не мог уведомить его о сватовстве Александра, вследствие бездорожья. Чтобы смягчить недовольство Менгли-Гирея, Иоанн III писал ему: "если зять мой будет опять тебе или мне врагом, то мы восстанем на него общими силами". Князь Звенец скончался в Крыму в 1497 г.
П. С. Р. Л., VІ—VІІІ. — Карамзин, "Ист. госуд. Рос.", VI. — Долгоруков, кн. П. В., Рос. род. княз., I. — Экземплярский, "Великие и удельные князья с.-в. Руси", т. І. — Сб. Имп. Рус. Ист. Общ., т. 41.