Пахомий, архиепископ Астраханский и Терский, духовный писатель XVII века. Достоверные биографические данные о Пахомии имеются только с 1638 года, когда он был определен архимандритом Новгородского Хутынского Спасо-Варлаамиева монастыря на место перешедшего на архиепископскую кафедру в Астрахани архимандрита Рафаила. О более раннем времени жизни Пахомия сохранились не вполне несомненные сведения, сообщающие, что до назначения архимандритом он жил в Вологде, по всей вероятности, при местном архиепископе Варлааме. По смерти архиепископа Рафаила (1640) Пахомий был рукоположен в епископы и в 1641 году назначен на его место, которое и занимал до самой смерти, последовавшей 31-го мая 1655 года во время жестокого морового поветрия, опустошившего край. Как администратор, Пахомий проявил много энергии при защите ногайских татар от притеснений астраханского воеводы Телятевского; указав царю Михаилу Федоровичу злоупотребления воеводы, он по приказу царя вместе с вторым воеводой Иваном Траханиотовым посадил Телятевского за приставы и управлял делами края, пока не прибыл в Астрахань новый воевода кн. Репнин. Как видно из этих сообщений, Пахомий пользовался доверием царя; деятельностью своей он снискал уважение вместе с тем и со стороны паствы, и со стороны иноверцев. В несколько ином виде его изображают показания, данные Косткой Конюховским, сторонником самозванца Тимофея Акундинова, выдававшего себя за сына царя Василия Шуйского; под пыткой на дыбе, батогами и огнем Костка сообщил, что архиепископ Пахомий был в заговоре с Акундиновым и обещал оказать ему содействие в предполагаемом им походе на Казань и Астрахань для добывания престола; донос, вероятно, не был признан заслуживающим внимания, так как Пахомий сохранил за собой кафедру, несмотря на то, что Акундинов был четвертован в 1653 году.
Пахомий известен, как составитель хронографа, дошедшего до нашего времени в поздних списках. Хронограф распадается на две части: 1) Летописчик вкратце от сотворения мира (доведенный до взятия Царьграда Турками) и 2) Летописчик вкратце о русской земли, от которого колена российские и словянские люди, и почему именуется Россия и Словяне, и откуда влечашеся род великих князей. Списки хронографа хранили интересное письмо Пахомия к иеромонаху Мисаилу (напечатано Поповым в «Обзоре хронографов») с просьбой о помощи в переписке его труда со столбцов, как он писался, в книгу; из того же письма видно, что хронограф был составлен в 1650 году (в некоторых списках он дополнен сообщениями о событиях, касающихся последующих лет). Источниками труду Пахомия послужило по преимуществу священное писание и хронографы; русские статьи заимствованы частью также из хронографов, частью из степенной книги; лишь небольшая доля летописчика представляет собой не компиляцию, а самостоятельный труд Пахомия; эта доля касается событий 1619—1650 годов и, по словам А. Попова, заслуживает внимания, благодаря отзывам составителя о патриархах Филарете и Иоасафе и по рассказу его о Смоленском походе Шеина.
H. Каменский, «Краткая история Астраханской иерархии» («Астраханские епарх. ведомости», 1883, № 3; «Материалы для истории Астраханской епархии» (в «Астраханских епарх. вед.», 1880, № 10; П. Строев, «Списки иерархов» 1877 г., стр. 50, 310; С. Соловьев, «История России». 1894 г., т. 2, стр. 1648; А. Попов, «Обзор хронографов русской редакции», т. 2. M., 1869, стр. 236—242; П. Строев, «Рукописи славянские и российские, принадлежащие… Царскому» 1818 г., стр. 198—199; Отчет Имп. публичной библ. за 1867 год (1868), с. 98—99; «Акты исторические», т. 3. № 299; т. 4. № 32.