Ченгеры, Ксаверий Осипович, генерал-лейтенант; происходил из дворян Киевской губернии, родился 11 июня 1816 г. и воспитывался в Дворянском полку, откуда в 1837 году выпущен прапорщиком в Шлиссельбургский пехотный полк. С 1839 по 1841 г-н Ченгеры был полковым адъютантом в этом полку, а 11 марта 1842 года переведен подпоручиком в л.-гв. Московский полк, в рядах которого участвовал в походе к границам Империи во время Венгерской кампании 1849 года. Произведенный в полковники 30 августа 1854 г., он был переведен в л.-гв. Финляндский полк и во время войны 1854—1856 гг. находился в составе войск, охранявших побережья Петербургской и Выборгской губернии. 2 марта 1860 г. Ченгеры был назначен командиром Смоленского пехотного полка и, состоя в этой должности, во время польского восстания он был военным начальником Келецкого, Опатовского и Сандомирского уездов; в конце 1861 г. до сведения его стали доходить слухи, что в местечке Суходневе формируется отряд мятежников под предводительством Давыдовича. Ченгеры немедленно донес о полученном известии командующему войсками, но никаких определенных инструкций от него не получил. Прошло несколько дней. В местечке Бодзентыне поляки ночью напали на 2-ую стрелковую роту; спрашивать особых указаний и разрешений было поздно, и Ченгеры решил действовать энергично, принимая всю ответственность за могущие произойти последствия на себя. Город Кельцы был объявлен в осадном положении; артиллерия выведена из парка и размещена на городской площади, наконец, сильный отряд под командой полковника Севастьянова был послан в Бодзентын; другая колонна под командой самого Ченгеры двинулась к Суходневу. Оба отряда не нашли неприятеля и вернулись обратно в Кельцы. Вскоре за тем было получено официальное уведомление от командующего войсками Радомского округа о том, что силы инсургентов сосредоточены в горах св. Креста; Ченгеры было предложено отправиться с отрядом в местечко Слуп-Нова, где и произошло сражение, в результате которого русские войска завладели лагерем поляков и походной канцелярией генерала Лангевича.
Ченгеры принимал участие в сражении под Грохолиском, когда были разбиты войска того же Лангевича, тогда уже диктатора. Последний бежал в Австрию, где и был арестован. Между прочим, ходили упорные слухи, что не все документы диктатора, попавшие в руки Ченгеры, были препровождены им по принадлежности; говорили также, что Ченгеры был неоднократно вызываем по этому поводу в С.-Петербург. Как бы то ни было, Государь, прочитав рапорт об изгнании Лангевича из пределов России, положил на донесении резолюцию: «Полковник Ченгеры действовал молодцом, а потому произвести его в генерал-майоры» (22 марта 1863 года). Эта резолюция противоречит составившемуся о Ченгеры мнению; именно его нераспорядительности приписывают тот факт, что Лангевич, окруженный русскими войсками, успел скрыться за границу. Сам Ченгеры писал по этому поводу следующее: «Необходимость послать подкрепление меховскому гарнизону, слухи о приближении неприятеля к Малогоще заставили меня отказаться от преследования Лангевича».
В том же 1863 г. Ченгеры был назначен помощником начальника 7-й пехотной дивизии и за отличия в делах против польских мятежников награжден в 1864 г. орденом св. Владимира 3-й ст. с мечами. В 1866 г. он был назначен командующим 37-ю пехотною дивизиею, а 28 марта 1871 г. произведен в генерал-лейтенанты с утверждением в должности. 21 марта 1879 г. Ченгеры был назначен членом Александровского комитета о раненых и, состоя в этой должности, умер 21-го октября 1880 г. Он имел ордена Белого Орла, св. Владимира 2 ст., св. Анны. и св. Станислава 1-й ст.
«Походные записки о кампании 1863 г. против польских мятежников», соч. Потто. «Военный Сборник», 1867, №№ 8—11; 1868 г., №№ 3, 11 и 12; 1869 г , №№ 6, 7, 8; 1870 г., №№ 1 и 2. — «Вестник Юго-Западной и Западной России», т. III, март, отд. IV, ст. 220—221. — «Исторический Вестник», 1883, т. XI, стр. 90. — «Русская Старина», 1889 г., т. LXIV, ст. 423; 1890, т. LXVII, ст. 212; 1894 г., т. LXXII, ст. 7. — Послужной список К. О. Ченгеры.