Решение Пресненского районного суда г. Москвы от 14 августа 2019 г. по делу № 2-3345/2019

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Решение Пресненского районного суда от 14 августа 2019 г. по делу № 2-3345/2019
Источник: Официальный портал судов общей юрисдикции города Москвы (обезличенная копия)

Решение
Именем Российской Федерации
 14 августа 2019 годагород Москва


Пресненский районный суд адрес в составе председательствующего судьи ФИО, при секретаре ФИО, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-3345/2019 по иску ФИО, ФИО, ФИО к ФГУП «Информационное агентство России ТАСС» о защите чести и достоинства и компенсации морального вреда,

УСТАНОВИЛ:

Истцы обратились в суд с иском к ответчику ФГУП «Информационное агентство России ТАСС» о защите чести и достоинства и компенсации морального вреда, мотивируя свои требования тем, что дата «Информационным телеграфным агентством России (ИТАР-ТАСС)» на принадлежащих ему информационных ресурсах: …, были опубликованы статьи, а именно «Источник: у руководства …… проходят обыски по делу о незаконном обналичивании денег» (время Обновлено 13.31), Источник: руководства …… в Москве незаконно обналичивало средства в течение трех лет» ( 17.29 Обновлено время), «Источник: в …… в Москве завершились обыски» ( время). Указанные статьи содержали следующую порочащую и несоответствующую действительности информацию:

 — время (обновлено время): «В настоящее время проводятся обыски и выемка документации в больнице …. В рамках оперативной проверки выявлены ежемесячные откаты от поставщиков лекарств в размере около сумма» «уголовное дело связано с незаконным обналичиванием денег, которое осуществляло руководство больницы через подставные организации». «Фигурантами данного уголовного дела являются главный врач ФИО, заместитель главного врача по экономическим вопросам ФИО, заместитель главврача по медицинской части ФИО, а также его отец, который возглавляет больничную столовую. ФИО является владельцем дорогостоящих объектов недвижимости — несколько квартир на 2-й адрес, загородных домов общей стоимостью сумма млн.» «У оперативников имеется весь список представителей фирм, которые поставляли лекарства и расходные материалы бинты, вата) и давали откаты руководству больницы».
 — время (обновлено время): «Руководство городской клинической больницы … осуществляло незаконное ежемесячное обналичивание сумма через подставные организации в течение трех лет». «Силовики обнаружили у ФИО, супруга главного врача больницы ФИО, не менее семи квартир в Москве и Подмосковье. На мужа ФИО за последние несколько лет оформлено семь или более дорогостоящих квартир в центре Москвы и адрес. При этом годовой доход ФИО, который работает в наименование организации, составляет сумма». Постельное белье, которое используется в больнице бралось в аренду у сторонних организаций, аффилированных руководству медучреждения, и стиралось другими предприятиями». «Ранее сообщалось, что правоохранительные органы проводят действенные действия в рамках уголовного дела о незаконном обналичивании, которое осуществляло руководство больницы через подставные организации». «В рамках оперативной проверки выявлены ежемесячные откаты от поставщиков лекарств в размере около сумма. Фигурантами данного уголовного дела являются главный врач ФИО, заместитель главного врача по экономическим вопросам ФИО, заместитель главврача по медицинской части ФИО, а также его отец который возглавляет больничную столовую. ФИО является владельцем дорогостоящих объектов недвижимости — несколько квартир на 2-й адрес, загородных домов общей стоимостью сумма млн.». «У оперативников имеется весь список представителей фирм, которые поставляли лекарства и расходные материалы бинты, вата) и давали откаты руководству больницы».
 — время: «у руководства городской клинической больницы … в Москве в рамках дела о незаконном ежемесячном обналичивании сумма через поставные с организации, которое происходило в течение трех лет». «Руководителю и работникам больницы вручены повестки на допросы на следующую неделю». «Правоохранительные с органы проводят следственные действия в рамках уголовного дела о незаконном обналивании, которое осуществляло руководство больницы через подставные организации. В рамках оперативной проверки выявлены ежемесячные откаты от от поставщиков лекарств в размере около сумма. Фигурантами данного уголовного дела являются главный врач ФИО, заместитель главного врача по экономическим вопросам ФИО, заместитель главврача по медицинской части ФИО, а также его отец, который возглавляет больничную столовую. ФИО является владельцем дорогостоящих объектов недвижимости — несколько квартир на 2-й адрес, загородных домов общей стоимостью сумма прописью». «У оперативников имеется весь список представителей фирм, которые поставляли лекарства и расходные материалы (бинты, вата) и давали откаты руководству больницы».

Обязать ответчика удалить вышеуказанную информацию, распространенную в сети Интернет на сайте «Информационного агентства ИТАР ТАСС» дата, опубликованную в время (обновлено время), время (обновлено время), время часов по Московскому времени, а также опровергнуть указанные сведения способом, обеспечивающим доведение опровержения до пользователей сети «Интернет» на сайте «Информационного агентства ИТАР ТАСС». Взыскать с «Информационного агентства ИТАР ТАСС» денежную компенсацию морального вреда в пользу каждого из истцов в размере сумма, представительские расходы в пользу каждого по сумма , расходы по оплате госпошлины в пользу каждого по сумма , а также расходы по оценке доказательств Истцы ФИО, ФИО и представитель истцов по доверенности ФИО в судебное заседание явились, исковые требования поддержали. Представитель ответчиков в судебное заседание явились, исковые требования не признали.

Суд, выслушав стороны, изучив материалы дела, приходит к следующему.

В соответствии со ст. 152 ГК РФ гражданин вправе требовать по суду опровержения порочащих его честь, достоинство или деловую репутацию сведений, если распространивший такие сведения не докажет, что они соответствуют действительности.

В п. 7 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от дата N 3 разъяснено, что обстоятельствами, имеющими в силу ст. 152 ГК РФ значение для дела, которые должны быть определены судьей при принятии искового заявления и подготовке дела к судебному разбирательству, а также в ходе судебного разбирательства, являются: факт распространения ответчиком сведений об истце, порочащий характер этих сведений и несоответствие их действительности. При отсутствии хотя бы одного из указанных обстоятельств иск не может быть удовлетворен судом. Под распространением сведений, порочащих честь и достоинство граждан или деловую репутацию граждан и юридических лиц, следует понимать опубликование таких сведений в печати, трансляцию по радио и телевидению, демонстрацию в кинохроникальных программах и других средствах массовой информации, распространение в сети Интернет, а также с использованием иных средств телекоммуникационной связи, изложение в служебных характеристиках, публичных выступлениях, заявлениях, адресованных должностным лицам, или сообщение в той или иной, в том числе устной, форме хотя бы одному лицу.

Пунктом 9 вышеуказанного Постановления установлено, что в силу п. 1 ст. 152 ГК РФ бремя доказывания соответствия действительности распространенных сведений лежит на ответчике. Истец обязан доказать факт распространения сведений лицом, к которому предъявлен иск, а также порочащий характер этих сведений.

В соответствии со статьей 23 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на защиту своей чести и доброго имени. Статьей 29 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется свобода мысли и слова, а также свобода массовой информации.

В соответствии со статьей 10 Конвенции о защите прав человека и основных свобод и ст. 29 Конституции Российской Федерации, гарантирующими каждому право на свободу мысли и слова, а также на свободу массовой информации, позицией Европейского суда по правам человека при рассмотрении дел о защите чести, достоинства и деловой репутации судам следует различать имеющие место утверждения о фактах, соответствие действительности которых можно проверить, и оценочные суждения, мнения, убеждения, которые не являются предметом судебной защиты в порядке ст. 152 ГК РФ поскольку, являясь выражением субъективного мнения и взглядов ответчика, не могут быть проверены на предмет соответствия их действительности. Согласно части 4 статьи 15 Конституции Российской Федерации общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Применительно к свободе массовой информации на адрес действует статья 10 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, в соответствии с частью 1 которой каждый человек имеет право свободно выражать свое мнение. Это право включает свободу придерживаться своего мнения, получать и распространять информацию и идеи без какого-либо вмешательства со стороны публичных властей и независимо от государственных границ.

Судом установлено, что дата «Информационным телеграфным агентством России (ИТАР-ТАСС)» на принадлежащих ему информационных ресурсах: …, были опубликованы статьи, а именно «Источник: у руководства …… проходят обыски по делу о незаконном обналичивании денег» (время Обновлено 13.31), Источник: руководства …… в Москве незаконно обналичивало средства в течение трех лет» ( 17.29 Обновлено время), «Источник: в …… в Москве завершились обыски» (время). Указанные статьи содержали следующую порочащую и несоответствующую действительности информацию:

 — время (обновлено время): «В настоящее время проводятся обыски и выемка документации в больнице …. В рамках оперативной проверки выявлены ежемесячные откаты от поставщиков лекарств в размере около сумма» «уголовное дело связано с незаконным обналичиванием денег, которое осуществляло руководство больницы через подставные организации». «Фигурантами данного уголовного дела являются главный врач ФИО, заместитель главного врача по экономическим вопросам ФИО, заместитель главврача по медицинской части ФИО, а также его отец, который возглавляет больничную столовую. ФИО является владельцем дорогостоящих объектов недвижимости — несколько квартир на 2-й адрес, загородных домов общей стоимостью сумма млн.». «У оперативников имеется весь список представителей фирм, которые поставляли лекарства и расходные материалы бинты, вата) и давали откаты руководству больницы».
 — время (обновлено время): «Руководство городской клинической больницы … осуществляло незаконное ежемесячное обналичивание сумма через подставные организации в течение трех лет». «Силовики обнаружили у ФИО, супруга главного врача больницы ФИО, не менее семи квартир в Москве и Подмосковье. На мужа ФИО за последние несколько лет оформлено семь или более дорогостоящих квартир в центре Москвы и адрес. При этом годовой доход ФИО, который работает в наименование организации, составляет сумма». Постельное белье, которое используется в больнице бралось в аренду у сторонних организаций, аффилированных руководству медучреждения, и стиралось другими предприятиями». «Ранее сообщалось, что правоохранительные органы проводят действенные действия в рамках уголовного дела о незаконном обналичивании, которое осуществляло руководство больницы через подставные организации». «В рамках оперативной проверки выявлены ежемесячные откаты от поставщиков лекарств в размере около сумма. Фигурантами данного уголовного дела являются главный врач ФИО, заместитель главного врача по экономическим вопросам ФИО, заместитель главврача по медицинской части ФИО, а также его отец который возглавляет больничную столовую. ФИО является владельцем дорогостоящих объектов недвижимости — несколько квартир на 2-й адрес, загородных домов общей стоимостью сумма млн.». «У оперативников имеется весь список представителей фирм, которые поставляли лекарства и расходные материалы бинты, вата) и давали откаты руководству больницы».
 — время: «у руководства городской клинической больницы … в Москве в рамках дела о незаконном ежемесячном обналичивании сумма через поставные с организации, которое происходило в течение трех лет». «Руководителю и работникам больницы вручены повестки на допросы на следующую неделю». «Правоохранительные с органы проводят следственные действия в рамках уголовного дела о незаконном обналивании, которое осуществляло руководство больницы через подставные организации. В рамках оперативной проверки выявлены ежемесячные откаты от от поставщиков лекарств в размере около сумма. Фигурантами данного уголовного дела являются главный врач ФИО, заместитель главного врача по экономическим вопросам ФИО, заместитель главврача по медицинской части ФИО, а также его отец, который возглавляет больничную столовую. ФИО является владельцем дорогостоящих объектов недвижимости — несколько квартир на 2-й адрес, загородных домов общей стоимостью сумма прописью». «У оперативников имеется весь список представителей фирм, которые поставляли лекарства и расходные материалы (бинты, вата) и давали откаты руководству больницы».

Разрешая исковые требования, оценив собранные по делу доказательства, суд исходит из того, что истцы не доказали факт распространения ответчиками в отношении него не соответствующих действительности и порочащих его честь и достоинство сведений.

При этом суд отмечает, что все фразы, которые, по мнению истцов, содержат сведения, порочащие их честь и достоинство, вырваны из контекста, не всегда относятся именно к истцам, конкретных сведений, которые могли бы быть проверены на соответствие действительности и порочили бы честь и достоинство истцов, ответчики не сообщили.

При этом суд исходит из того, что оспариваемые истцом утверждения не являются порочащими, не содержат утверждения о нарушении истцами действующего законодательства, совершении нечестного поступка, неправильном, неэтичном поведении в личной, общественной или политической жизни, недобросовестности при осуществлении производственно-хозяйственной и предпринимательской деятельности, нарушении деловой этики или обычаев делового оборота.

Кроме того, оспариваемые сведения представляют собой выражение субъективного мнения, которое оценке не подлежит, поскольку данные сведения не являются утверждением о фактах, соответствие действительности которых можно проверить. Оценочные суждения не являются предметом судебной защиты в порядке ст. 152 ГК РФ.

Более того, суд обращает внимание, что факт проведения обысков и выемки документов в больнице … подтверждается постановлением руководителя следственной группы о производстве обыска от дата проведенного в рамках уголовного дела по признакам преступления предусмотренного пп. «а», «б» ч.2 ст. 193.1 УК РФ. Список представителей руководства больницы не ограничивается истцами по настоящему делу, а сведения об иных представителях руководства размещены на сайте …… в сети Интернет. Факт выявления откатов не может являться порочащим честь, достоинство и деловую репутацию истцов, ввиду отсутствия упоминания истцов.

В силу ст. 43 Закона РФ от дата № 2141-1 «О средствах массовой информации» (далее по тексту — Закон «О СМИ») гражданин или организация вправе потребовать от редакции опровержения не соответствующих действительности и порочащих их честь и достоинство сведений, которые были распространены в данном средстве массовой информации, а согласно ст.46 Закона «О СМИ» гражданин или организация, в случае распространений не соответствующих действительности либо ущемляющих права и законные интересы граждан, вправе потребовать от редакции права на ответ (комментарий, реплику).

Ответчиком было реализовано такое право Истцов на ответ, путем размещения на Сайте по адресу ….

Также суд обращает внимание, что заключение специалиста по результатам психолого-лингвистического исследования № 632 наименование организации не может быть принята судом в качестве допустимого доказательства. По существу, указанное заключение представляет собой лишь частное субъективное мнение. Из материалов дела, следует, что заключение было выполнено по заказу заинтересованной в разрешении настоящего спора стороны - на основании договора с Ответчиком. Специалист к участию в деле в качестве эксперта не привлекался и об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения судом не предупреждался. В распоряжение специалиста материалы настоящего дела не представлялись. В связи с изложенным, какие-либо мнения, заключения, сделанные лицами, не участвующими в деле, независимо от их статуса, образования, профессиональных навыков и т.п., не могут быть противопоставлены оценке доказательств, сделанной непосредственно судом.

Таким образом, отсутствуют правовые основания для удовлетворения требований истца.

Разрешая требования истца о взыскании компенсации морального вреда, суд руководствуясь положениями ст. 151 ГК РФ, Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от дата N 10 приходит к выводу о том, что ответчики не совершили каких-либо действий, нарушающих или посягающих на имущественные или личные неимущественные права истца, моральный вред истцу не причинялся, следовательно, оснований для взыскания компенсации не имеется. Каких-либо доказательств опровергающих данное обстоятельство, истцом суду не представлено.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований ФИО, ФИО, ФИО к ФГУП «Информационное агентство России ТАСС» о защите чести и достоинства и компенсации морального вреда, отказать.

Решение может быть обжаловано путем подачи апелляционной жалобы в Московский городской суд через Пресненский районный суд адрес в течение месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.

  Судья: