Перейти к содержанию

Русский Вопрос/Глава 8

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Pусскiй Вопросъ в старой орфографииPусскiй Вопросъ
автор Пасхалов К. Н.
Источник: Пасхалов К. Н.. Pусскiй Вопросъ в старой орфографииPусскiй Вопросъ. — Москва: Типо-литографія Т-ва И. И. КУШНЕРЕВЪ и К˚ Пименовская ул., соб. д., 1913. — С. 20—21.

[20]
VIII.

Однако сделанных ошибок не воротишь и теперь приходится считаться с содавшимся положением, которое по отношению к России заключается в том, что вместо восточного возник теперь Русский вопрос: удастся или нет Австрии, интригами или силою, при содействии Германии развалить Россию и запять её место в славянском мире. Что таково стремление Австрии—может не видеть только безнадежная политическая близорукость или намеренное предательство. А сознавая это, можно ли рассчитывать на какое-либо соглашение с Австрией? Казалось бы большою наивностью предполагать возможность такового, и было очень странно читать известие, что между русским и австрийским правительствами достигнуто «полное соглашение» по балканскому вопросу. Можно придти к соглашению с противником, но какое соглашение может состояться между соперниками, из которых жизненная задача одного заключается в стремлении занять место, занимаемое другим. Отказалась ли Австрия от политики австро-славизма? Согласилась ли Россия уступить ей свое место в славянском мире с Малороссией на придачу? Сколько нам известно по ходу событий, в обеих странах не случилось ни того ни другого. Или обе державы согласились в разграничении сфер своих влияний в славянских странах? Но это со стороны русских политических руководителей было бы не только грубейшей, по и пагубнейшей, непозволительной ошибкой. Повторение истории Боснии и Герцоговины будет смертным приговором России. Согласие же Австрии па разграничение сфер влияния будет заведомым обманом, которым на некоторое время будут прикрыты её истинные стремления к гегемонии в славянском мире. [21]

Таким образом для России создалось теперь такое положение, что столкнование её с Австрией является неизбежным. Хочет или не хочет ока войны, а таковая будет, если только Россия не откажется добровольно от своего мирового значения и сама не станет членом славянской федерации под скипетром Габсбургов, чего, конечно, предположить нельзя. В виду этого Россия в военном отношении должна быть во всякую минуту готова к столкновению, а в отношении внутренней политики зорко следить за вреднейшей интригой «украинства» в Малороссии и «руссинства» в Белороссии, и принимать энергическия и разумные меры противодействия развитию этого злобного и коварного яда.

Восточный вопрос, столь долго занимавший корыстное внимание Европы, теперь очевидно рухнул, обманув многие аппетиты. На его место теперь выдвигается другой, еще более громадный вопрос, вопрос, который подготовлялся уже много лет разными приемами, начиная от расстройства всех функций нашего государственного существования до искусственной революции включительно, – вопрос Русский. Удастся ли русскому колоссу устоять па ногах или же он рухнет и, рассыпавшись на составные части, послужит образованию новых государственных организмов, это зависит всецело от мудрости и искуства ого государственных людей.

Кто-то сравнил, что Россия – это колосс на глинянных ногах. Совершенное заблуждение: именно ноги-то у этого колосса и обладали до сих пор, да и теперь еще обладают необыкновенной мощностью. Сумеет ли голова русского колосса оценить и выгодно использовать прочность и силу его ног – вот в чем задача и отчего зависит благоприятный исход Русского вопроса.