Сборник боевых документов/01/08

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Указания командующего 1-м Прибалтийским фронтом Военным Советам 6 и 11 гв. армий о подготовке к наступлению в марте 1944 г. : Копия: ВОЕННЫМ СОВЕТАМ 6 И 11 ГВ. АРМИЙ НАЧАЛЬНИКУ ОПЕРУПРАВЛЕНИЯ ГЕНШТАБА КА
См. Выпуск 1. Опубл.: 1947. Источник: Генеральный Штаб. Военно-научное управление. Сборник боевых документов Великой Отечественной войны. — М.: Воениздат, 1947. — Т. 1.

Указания командующего 1-м Прибалтийским фронтом Военным Советам 6 и 11 гв. армий о подготовке к наступлению в марте 1944 г.
Копия: ВОЕННЫМ СОВЕТАМ 6 И 11 ГВ. АРМИЙ НАЧАЛЬНИКУ ОПЕРУПРАВЛЕНИЯ ГЕНШТАБА КА

До начала предстоящей операции осталось мало времени. Полностью используя оставшееся время, необходимо тщательно продумать и подготовить войска к наступлению.

Основные недостатки в боевой подготовке войск.

Пехота. Слабо сколочена в звене взвод – рота, не обучена активно наступать в условиях холмисто-лесисто-болотистой местности. Не использует выгодных условий местности для просачивания между боевыми порядками обороны с целью выхода и атаки с тыла оставшихся очагов сопротивления противника.

Не использует результатов артподготовки для решительного броска в атаку, в процессе атаки не прижимается к разрывам снарядов огневого вала, отстаёт от последнего. Часто после захвата первой траншеи бесцельно топчется на месте, не используя благоприятного момента для успешного продвижения вперёд и взлома обороны противника на всю её глубину.

Танки. Командиры танковых подразделений плохо изучают и выбирают танкодоступные направления. С началам атаки нередко сбиваются с намеченных боевых курсов, и танки, попадая на заболоченные участки местности, застревают в них. Взаимодействие с собственной артиллерией и самоходными орудиями организуется слабо. Особенно плохо организуется борьба против тяжелых танков противника и его самоходных орудий.

На поле боя танки не умеют маневрировать, редко пользуются выгодами местности для обеспечения скрытного и внезапного выхода к объектам атаки. Часто выдвигаются на хорошо обстреливаемые участки местности и продолжительное время остаются неподвижно на них, неся ничем не оправданные потери.

Артиллерия. Командиры и артиллерийские штабы плохо изучают систему огня противника. Не умеют выявлять настоящих целей на переднем крае и особенно опорных пунктах в глубине обороны, и вследствие этого огонь в период артподготовки ведется неприцельно и главным образом по площадям, иногда никем не занятым. Это не обеспечивает надежного подавления огневой системы противника и сопряжено с большим расходом боеприпасов

Командующие артиллерией дивизий и корпусов не уделяют должного внимания вопросу обеспечения атаки танков. Последние с началом атаки направляются на неподавленную систему огня орудий ПТО и несут большие потери. Особенно плохо работают артиллеристы при бое пехоты в глубине обороны. Здесь, как правило, очаги сопротивления противника вскрываются слабо и еще слабее подавляются.

Контрбатарейные группы не умеют вести эффективную борьбу против вновь обнаруженных в процессе боя артбатарей противника. При высокой артиллерийской плотности командиры артчастей и соединений встречают большие затруднения в выборе ОП и размещении НП и, невзирая на это, не принимают должных мер для смягчения этого вопроса. Качество ведения стрельбы командирами батарей и дивизионов в отношении прицельности и надёжности подавления целей оставляет желать много лучшего.

Инженерные войска. В период подготовки операции инженерная разведка позиций противника и подступов и ним ведётся плохо. Инженерное обеспечение действий пехоты и особенно танков организуется слабо. Не во всех дивизиях и корпусах имеются навыки в правильном применении подразделений штурмовых инженерных бригад во взаимодействии с пехотой и танками.

Управление. В период подготовки наступления рекогносцировки ведутся поверхностно, без тщательного изучения с близких дистанции характера местности и обороны противника и условий её атаки пехотой и танками. Задачи командирам батальонов и полков ставятся с удаленных командных пунктов, и дело организации боя перекладывается на недостаточно опытных командиров батальонов и рот. Наблюдательные пункты командиров полков и дивизий выбираются вдали от переднего края и не обеспечивают надёжного управления боем. При бое в глубине обороны, как правило, командиры полков и дивизий опаздывают с перемещением своих НП вперед, из-за этого перестают чувствовать пульс боя и фактически теряют управление своими частями. При обнаружении успеха командиры частей и соединений своевременно не развивают его вводом вторых и последующих эшелонов. Наступающие рядом подразделения и части очень редко используют успех соседа путем ввода из-за его флангов своих, еще не втянутых в бой, сил. Успешно развивающийся в глубину прорыв не расширяется одновременно и в сторону флангов и в силу этого быстро наступает затухание наступления.

Для обеспечения успеха в предстоящей наступательной операции приказываю:

1. По пехоте

1. Обучение и сколачивание стрелковых взводов, рот и батальонов со всеми средствами усилении, им приданными по плану боя, проводить одновременно на местности, очень похожей на ту, где придётся им наступать.

С этой целью командирам соединении и частей уже теперь на основе личных рекогносцировок определить состав боевых порядков стрелковых рот и батальонов, их средства усиления (танки, орудия, штурмовые инженерные подразделения), их разместить вместе, нарезать учебное поле и немедленно приступить к их боевой подготовке.

2. Основной целью этой подготовки поставить отработку взаимодействия и слаженности боевых порядков в предстоящем им наступательном бою. Учить пехоту использовать преимущества её усиления, решительно атаковать противника, прижимаясь к разрывам своего артиллерийского огня, быстро преодолевать межозёрные и болотистые дефиле, просачиваться через леса, обходить, охватывать и атаковывать противника на высотах.

3. Поставить дело подготовки стрелковых подразделений так, чтобы на каждом тактическом учении взвод, рота, батальон во взаимодействии с их средствами усиления не только прорывали передний край, но и взламывали бы его на всю глубину. Требовать высокого напряжения войск на тактических учениях и вырабатывать при этом выносливость, привычки, навыки, необходимые для преодоления вражеской обороны на всю ее глубину.

4. В основу боевой подготовки пехоты положить десятидневную программу, изданную штабом фронта, и в период до 3.4.44 провести не менее пяти отрядных учении (усиленная стрелковая рота, батальон), из них одни с боевой стрельбой.

II. По танковым войскам

1. Тщательно организовать и провести со всем офицерским составом, до командиры роты, рекогносцировки в направлении предстоящих боевых действий и отлично изучить танкодоступные направления и заболоченные места. В результате рекогносцировок определить боевые порядки танковых рот, взводов в предстоящем наступлении и немедленно организовать их боевую подготовку на местности, соответствующей действительной.

2. Основной целью боевой подготовки танковых подразделений поставить:

а) отработку взаимодействия танков с пехотой, артиллерией и самоходными орудиями;

б) обучение танковых подразделений умению маневрировать на поле боя, используя их для внезапного подхода к объектам атаки;

в) обучение танковых подразделений и самоходных орудий борьбе против тяжелых танков и самоходных орудий противника.

3. Обучить личный состав танковых подразделений умению преодолевать заболоченные участки местности, пользоваться средствами усиления, проходимости танков, умению извлекать застрявшие танки силами экипажа.

4. Выверить и произвести пристрелку всего танкового вооружения.

5. На практические занятия использовать 5-6 мото-часов.

III. По артиллерии

1. Артиллерийским командирам всеми имеющимися разведывательными средствами установить истинную систему обороны противника, выявить настоящие цели на переднем крае и в глубине обороны и в соответствии с этим правильно и тщательно спланировать огонь артиллерии, уточняя огневые задачи на местности совместно с командирами стрелковых подразделений и частей.

Вести меткий, преимущественно прицельный огонь на разрушение и подавление целей и опорных пунктов, не допуская непроизводительного расхода снарядов.

2. Особенно четко отработать взаимодействие артиллерии с танками, выделив для этой цели отдельные артиллерийские подразделения и орудия прямой наводки. Эти подразделения и орудия теперь же соединить с танками и немедленно приступить к их боевой подготовке и сколачиванию в духе предстоящих боевых задач.

3. При продвижении пехоты и танков в глубину обороны противника организовать непрерывную поддержку артиллерии как со старых ОП, так и орудиями и батареями сопровождения.

Не допускать ослабления артиллерийского огня и отставания от танков орудий сопровождения, артиллерийских командиров и наблюдателей в этот период боя.

4. Учитывая большую плотность боевых порядков артиллерии (ОП и НП), шире практиковать занятие огневых позиций, не побатарейно, а подивизионно, особенно для тех батарей, которые ведут огонь на подавление. Командирам дивизионов, развернувшихся на одной огневой позиции, выполнять роль командиров батарей, а командиров батарей использовать как боковых и передовых наблюдателей, предоставив им право самостоятельного вызова и корректирования огня. Минометы стрелковых подразделений (82- и 120-мм) на период артподготовки сводить в дивизионные группы, размещать в общих траншеях для организации массированного управления огнём и окончанием огневого вала быстро переподчинять их своим подразделениям.

5. В оставшийся период времени потребовать от всех артиллерийских подразделений и частей упорной учебы для приобретения необходимых для боя навыков.

IV. По инженерным войскам

1. С 25.3 организовать сеть инженерных пунктов, с которых вести систематическую разведку позиций противника и подступов к ним. Особое внимание обратить на уточнение переднего края. Включить в сеть инженерных постов наблюдения разведроты штурмовых бригад.

2. С 25.3 армейские и фронтовые инженерные части усилении передать корпусам и дивизиям и включить их в план совместной подготовки с пехотой, танками и артиллерией.

3. Саперов штурмовых бригад придать дивизиям первого эшелона из расчета 1 штурмовой инженерно-саперный батальон на дивизию и 1 штурмовая инженерно-саперная рота на штурмовой стрелковый батальон.

4. В оставшийся период тщательно отработать вопросы инженерного обеспечения боя в соответствии с указаниями штаба инженерных войск фронта от 18.1 и 24.2 за № 048244 и 049028.

V. По управлению

1. Тщательно и скрытно организовать и провести рекогносцировку небольшими группами офицерского состава с предварительно намеченных наблюдательных пунктов.

2. Отлично изучить при этом характер местности и систему обороны противника. Всесторонне оценить условия ее атаки пехотой и танками.

3. Лично командирам корпусов, дивизий и полков определить и поставить задачи на местности и дать указания по организации взаимодействия пехоты, артиллерии и танков в бою.

4. Особое внимание обратить на выбор и подготовку НП командиров батальонов, полков и дивизий, с которых должны быть видны поля и боевые порядки подчиненных им подразделений и частей.

Разработать план перемещения НП в ходе боя и организовать контроль за его выполнением. Категорически запретить отставание НП от боевых порядков наступающих войск.

5. Непрерывно наблюдать за ходом боя и вовремя вводить вторые (третьи) эшелоны для развития успеха. Всемерно использовать при этом успех соседа.

Требую от всего генеральского и офицерского состава 11 и 6 гвардейских армий максимального использования времени, предоставленного для подготовки операции, тщательной подготовки и организации боя, высокого напряжения и результатов в подготовке войск к предстоящим боям.

Командующий войсками 1-го Прибалтийского фронта Член Военного Совета 1-го Прибалтийского фронта
гвардии генерал армии БАГРАМЯН генерал-лейтенант ЛЕОНОВ
  Начальник штаба фронта
  генерал-лейтенант КУРАСОВ