Сборник боевых документов/11/22

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Указания командующего войсками армии от 17 марта 1945 г. танковым и самоходно-артиллерийским полкам по организации и ведению боя за крупные населенные пункты и города Германии
См. Выпуск 11. Дата создания: 17 марта 1945, опубл.: 1950. Источник: Генеральный Штаб. Военно-научное управление. Сборник боевых документов Великой Отечественной войны. — М.: Воениздат, 1950. — Т. 11.

«УТВЕРЖДАЮ»
Командующий войсками 8-й гвардейской Член Военного Совета
армии
(подпись)
8-й гвардейской армии
(подпись)
Указания командующего войсками армии от 17 марта 1945 г. танковым и самоходно-артиллерийским полкам по организации и ведению боя за крупные населенные пункты и города Германии

Указания
командующего войсками армии
танковым и самоходно-артиллерийским
полкам
по организации и ведению боя
за крупные населенные пункты
и города Германии
(17 марта 1945 г.)


17 марта 1945 г.

УКАЗАНИЯ
ТАНКОВЫМ И САМОХОДНО-АРТИЛЛЕРИЙСКИМ ПОЛКАМ
8-й ГВАРДЕЙСКОЙ АРМИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ И ВЕДЕНИЮ
БОЯ ЗА КРУПНЫЕ НАСЕЛЕННЫЕ ПУНКТЫ
И ГОРОДА ГЕРМАНИИ

Упорные бои по блокировке и овладению городом Познань и рядом других городов показали , что противник придает большое значение обороне города, которая рассчитана на длительное сопротивление гарнизонов, даже в условиях полного окружения, с целью сковать крупные силы наших войск и задержать наступление.

Противник в городах приспосабливает к упорной обороне все каменные постройки, улицы и площади и глубоко эшелонирует свои силы и средства. Это достигается распределением войск по зонам, районам и объектам.

Система обороны города обычно состоит из двух зон.

Первая зона включает в себя обвод укреплений города, состоящих из опорных пунктов и узлов сопротивления, дополненных в промежутках между собой ДОТ и ДЗОТ. Здесь у противника сосредотачивается большая часть артиллерии, танки и самоходные орудия.

Вторая зона включает в себя основную (центральную) часть города, которую противник обороняет с особым упорством, защищая каждый дом, этаж, квартиру и комнату. Каждая зона делится на районы, обороняемые несколькими боевыми группами силой взвод, рота со средствами усиления.

Последние бои характерны массовым применением гранатометов «Фауст», которые используются противником не только против наших танков, но также и против пехоты и артиллерии.

Из опыта боев за г. Познань захват зданий, приспособленных противником к обороне, происходил при тесном взаимодействии с пехотой. Танки открывали огонь по замеченным огневым средствам и верхним этажам на разрушение, пехота в это время врывалась в нижние этажи и подвалы, очищая их от противника. В некоторых случаях танки своей броней закрывали пулеметные амбразуры, содействуя перебежкам пехоты вдоль улиц и кварталов, укрывая ее от артиллерийского и ружейно-пулеметного огня.

Так, в бою 30.1.45 г. при взятии четырехэтажного здания в объекте 64 штурмовая группа состояла из 15 человек пехоты, двух химиков с ранцевыми огнеметами, двух танков Т-34, одной СУ-152. Под прикрытиям огня танков и СУ пехота и ранцевые огнеметчики ворвались на первый этаж, подожгли здание и полностью уничтожили находившегося в доме противника.

При захвате и блокировке фортов СУ вели огонь по амбразурам, а в это время штурмовые группы совершали броски вперед, подрывали или вынуждали к капитуляции гарнизон форта.

Так, в бою 10.2.45 г. при блокировке форта № 5 штурмовая группа состояла из трех орудий БМ, двух танков Т-34, взвода пехоты, взвода саперов, отделения химиков-огнеметчиков.

Штурм форта проходил следующим образом: после обстрела верхнего этажа орудиями БМ пехота, саперы и химики подходили к стенам, а танки с отделением саперов выходили вперед к воротам форта.

Химики через стены забрасывали дымовые шашки и гранаты, задымляли ров и нижний этаж, а танки и пехота вели огонь по амбразурам верхнего этажа, чем обеспечивали саперам подрыв внешних и центральных ворот форта. После подрыва центральных ворот в бой вводился резервный взвод автоматчиков, завязавший бой в самом форту.

При очищении г. Золоч основной боевой единицей в уличных боях была штурмовая группа при поддержке трех СУ-152. В состав группы входил батальон пехоты и другие средства усиления.

Бои в населенных пунктах и городах исключают возможность построения широких боевых порядков, снижают маневренность танков и самоходных орудий.

Исходя из опыта боевых действий в крупных городах, нужно руководствоваться следующим:

1. Действия танков и самоходных установок в крупном городе имеет ряд особенностей, вытекающих из ограниченной возможности, стесненности, разобщенности подразделений и трудности управления ими.

2. Танки и самоходные орудия используются главным образом в составе штурмовых групп (усиленный стрелковый взвод, рота и штурмовой отряд – до усиленного стрелкового батальона).

В состав штурмовой группы назначаются 2-3 танка или самоходных орудия. В состав штурмового отряда назначается рота танков или батарея самоходных орудий.

3. Действующие в составе штурмовых групп и отрядов танки и самоходные орудия продвигаются за боевыми порядками групп (отряда), поддерживая их огнем с места вдоль улиц и ведя огонь по окнам и укрытиям отдельных огневых точек противника.

Танкисты, выполняя свою основную задачу – сопровождать пехоту и уничтожать мешающие ей продвижению огневые точки, – попутно успешно вели борьбу с танками противника.

28.1.45 г. танковая рота овладела кварталами 133, 137, 126 (г. Познань) и, используя широкую улицу Гурна-Вильда, имея боевой порядок в два эшелона повзводно, подошла к объекту, но встретила засаду 7 танков противника в районе этого объекта.

Командир роты один взвод вывел на восточную окраину квартала 118, а второй взвод вышел на скверную окраину квартала 125 и с места с дистанции 200 м двумя взводами был открыт огонь по танкам противника.

В результате были сожжены 6 танков противника и только одному танку удалось уйти.

Танки использовались также для подброса десантов пехоты, саперов, для захвата кварталов и вывода пехоты на выгодный рубеж.

20.1.45 г. с утра взвод танков, имея на себе десант пехоты, при поддержке двух СУ-152 получил задачу выйти на северную окраину квартала 103. Прибыв к месту назначения, десант спешился и вел бой в домах этого квартала, а танки огнем с места уничтожали огневые точки, мешающие продвижению пехоты.

При выходе десанта пехоты к северной окраине кварталов 104, 105 этот танковый взвод вновь имел на себе десант другого стрелкового подразделения и, ведя огонь с хода, вышел на северную окраину квартала 81 (городской стадион) и обеспечил закрепление первого десанта на этом рубеже. В результате боя был уничтожен один танк противника и захвачен парк автомашин до 300 единиц.

Особое внимание обратить на применение массированного пулеметного огня. Дистанции между танками и самоходными орудиями, движущимися вдоль улиц города, должны обеспечивать помощь огнем впереди идущей машине в целях обеспечения ее от забрасывания из верхних этажей гранатами, бутылками с горючей смесью и от поражения патроном «Фауст».

Нормальной дистанцией необходимо считать 75-100 м. Танки и самоходные орудия ни в коем случае не должны двигаться «гуськом». Если один танк движется вдоль правой стороны улицы, держа под огнем дома на левой стороне, то другой танк, наоборот, должен двигаться вдоль левой стороны улицы, держа под огнем правый ряд домов. Все люки танков (СУ) должны быть закрытыми.

4. При движении танков по улицам, скверам, площадям необходимо учитывать возможность наличия замаскированных ям, подвалов, погребов и ловушек.

Танки и самоходные орудия должны двигаться осмотрительно, наблюдая за впереди идущими машинами.

Танки, застрявшие в яме или ловушке, должны быть прикрыты огнем пехоты и других танков, действующих совместно с ними. Освобождению танков из ям и ловушек должны содействовать резервные или специально выделенные танки, саперы и пехота.

5. Орудия противотанковой обороны уничтожаются танками и самоходными орудиями фронтальным огнем из-за укрытия. Если имеется обход с фланга или тыла, обязательно его использовать. Дома средней прочности и баррикады, занятые противником, разрушаются огнем танковых пушек и самоходной артиллерией (76- и 85-мм). Для разрушения особо прочных зданий привлекать тяжелые танки ИС-122 и тяжелые самоходные установки ИСУ-122, ИСУ-152. Огнеметные танки под прикрытием артиллерийских и линейных танков используются для выжигания гарнизонов опорных пунктов, ДЗОТ, ДОТ, а также для поджога зданий.

6. Рота танков может придаваться батальону, роте, усиленному взводу пехоты.

Большое значение имеет вопрос организации взаимодействия при штурме крупных зданий, приспособленных к обороне.

Особую важность имеет изучение подступов к предназначенному для штурма объекту. Взятию крепости (объекта 63) предшествовала рекогносцировка местности командиром танковой роты и командиром стрелкового батальона, после чего рекогносцировку провели экипажи танков и самоходных орудий.

С 0.00 1.2.45 г. по 20.00 2.2.45 г. 4 танка и 2 СУ-152 поочередно (один танк поддерживала одна СУ-152) выходили к северо-восточной окраине объекта 60 на аллею (Маршала Пилсудского) и огнем пушек с места проделывали проходы для пехоты в зданиях. Всего было проделано два прохода для пехоты: первый в парадном, где было три двери, заваленных баррикадами, и второй проход – в полуподвальных окнах левее переднего. Проходы предназначались для просачивания пехоты и саперов в крепость.

С 20.00 танки по одному подбрасывали на большой скорости десант саперов и автоматчиков в проделанном проходе крепости. Вторая СУ-152 огнем с места поддерживала это действие танков.

7. При организации боя за крупный город танковый начальник обязан:

– изучить характер противотанковой обороны на внешнем обводе и в самом городе;

– изучить с подчиненными до мельчайших подробностей (на местности, по карте, плану аэрофотоснимков, путем опроса местных жителей) расположение города, улиц, площадей, садов, важнейших зданий, сооружений, характер и группировку строений и особенно в направлении действия части; иметь точный план с названием улиц и площадей;

– распределить танки между штурмовыми группами и отрядами в соответствии с принятым предварительным решением или на основе приказа общевойскового командира, поставив им задачи по поддержке пехоты при овладении отдельными районами и объектами;

– подготовить и дать подразделениям приспособления для преодоления заграждений.

Тщательно увязать вопросы взаимодействия:

– с пехотой штурмовой группы (наметить рубежи, объекты атаки, отработать сигналы взаимодействия);

– с артиллерией (отработать сигналы вызова, прекращения огня).

Организовать боевое и материально-техническое обеспечение действий танков.

8. При постановке задач подразделениям танков и самоходной артиллерии исходить из основной особенности боевых действий в городе, что бой внутри города распределяется на ряд частных боев по овладению отдельными кварталами и зданиями, поэтому избегать постановку общих задач. Общая задача должна расчленяться на ряд последовательных конкретных задач по овладению отдельными объектами.

9. При подготовке к боевым действиям в городе учитывать, что весь исход боя на отдельных участках решают самостоятельные инициативные действия подразделений танков, СУ, которые обеспечивают бой главных звеньев уличного боя – штурмовых групп и отрядов, поэтому основной упор при подготовке к бою и организации взаимодействия должен быть поставлен на экипаж, взвод.

10. Решающее значение в уличном бою имеет тщательно организованное наблюдение и разведка целей, отсюда стремления командиров всех степеней должны быть направлены на осуществление тесной связи с пехотой, которая будет указывать танкам огневые точки, мешающие продвижению пехоты. Непосредственно в боевых порядках атакующих штурмовых групп должны быть разведчики от танковых частей.

Данные разведки, поступающие с передовых командных пунктов, должны дополняться непрерывным наблюдением из танков и СУ для самостоятельного открытия огня по обнаруженным целям, без особых указаний пехоты.

В результате тщательно организованной разведки должно быть достигнуто положение, когда танки и СУ не бесцельно движутся вперед, а выдвигаются для подавления или уничтожения отдельных конкретных целей.

11. При организации взаимодействия тщательно отрабатывать вопросы взаимодействия и целеуказания, обозначения достигнутого пехотой положения и прочной связи с пехотой. В уличном бою для целеуказания оправдали себя такие средства, как цветные ракеты и очереди трассирующих пуль, подаваемые пехотой в направлении обнаруженных целей. Особое значение в условиях уличного боя приобретает связь пешими посыльными и офицерами связи.

12. Закрепить за каждым танком или самоходным орудием группы прикрытия в составе 4-5 автоматчиков для постоянной охраны машин и уничтожения групп вражеских истребителей танков, вооруженных фаустпатронами.

13. При принятии решения на использование танковых и самоходно-артиллерийских частей в городским бою исходить из следующих принципов:

а) Линейные танковые и самоходно-артиллерийские полки СУ-76 и СУ-85 придавать стрелковым дивизиям и полкам для распределения между штурмовыми группами и отрядами. Необходимо нормой считать танковый (самоходный) полк на стрелковый полк.

б) Отдельные полки тяжелых танков и самоходных установок (ИС, ИСУ-122, ИСУ-152) придаются стрелковым дивизиям, полкам для усиления штурмовых групп, отрядов на более трудных и ответственных участках.

Кроме того, важнейшей задачей тяжелых танков и СУ является борьба с танками противника и разрушение особо прочных зданий или укреплений, не поддающихся разрушению 76- и 85-мм пушками.

При ведении уличных боев в крупных городах большую роль играют СУ-152, входящие в состав штурмовых групп, отрядов. Они мощным огнем уничтожают огневые точки противника, разрушают дома, проделывают проходы в каменных стенах для пехоты.

30.2.45 г. 304-й гвардейский тяжелый самоходный артиллерийский полк, имея в строю 5 СУ-152, получил задачу совместно с 516 и 250-м танковыми полками очистить от противника 8, 9, 10 кварталы, непосредственно прилегающие к южной части Цитадели. Самоходные установки действовали двумя группами совместно с пехотой, огнеметными танками Т-34 и танками Т-34. Первая группа в составе трех СУ-152, двух танков Т-34 и 26 человек пехоты выполнила задачу по очищению 10 квартала. Боевой порядок самоходных установок был построен так, что левофланговая СУ прикрывала остальные две машины от флангового огня со стороны 8 и 6 кварталов; вторая группа в составе двух СУ-152 и трех огнеметных танков действовала в направлении восточной части 8 и 6 кварталов. Самоходные установки подходили почти вплотную к домам, уничтожали огневые точки противника в домах, проделывая брешь в стенах для прохода пехоты. Боевой порядок при действии в узких улицах строился так, чтобы самоходные установки могли обеспечить одна другую перекрестным огнем.

Продвижение установок производилось не одновременно, а поочередно, перекатами. Задача, поставленная по очищению 8, 6 и 10 кварталов, была выполнена; самоходные установки мощным разрушительным огнем обеспечили выход пехоте к крепости.

11.2.45 г. 304-й гвардейский тяжелый самоходный артиллерийский полк имел задачу совместно с 240-м гвардейским стрелковым полком 74-й гвардейской стрелковой дивизии штурмом овладеть 85 объектом (госпиталь), который представлял собой большое четырехэтажное кирпичное здание с глубокими подвалами. После небольшого артиллерийского налета два батальона 240-го гвардейского стрелкового полка начали штурм и овладели подвальным помещением 85 объекта. Противник засел в верхних этажах, взял под контроль все хода и подвалы и огнем автоматов и гранатами не давал возможности пехоте выйти из подвала и просочиться в верхние этажи.

После нескольких безуспешных попыток командир стрелкового батальона вызвал огонь на себя по 2, 3 и 4 этажам. Самоходные установки подошли на 100-150 м к объекту и прямой наводкой разрушили верхнюю часть объекта, израсходовав при этом 64 снаряда, и тем самым обеспечили пехоте захват этого объекта.

Наиболее характерными являются бои за крепость Цитадель.

С 21.2 по 23.2.45 г. полк имел в строю 5 СУ-152, которые поддерживали действия частей 74-й гвардейской стрелковой дивизии. Перед самоходными установками была поставлена задача: в 8.00 21.2.45 г. подойти вплотную к первой стене центральных ворот и вести огонь через проломы в стене по первой и второй башням второй стены центральных ворот и обеспечить пехоте захват последней.

Несмотря на исключительно плохие подходы к первой стене, СУ-152 в 8.00 21.2.45 г. подошли к самому рву (10-20 м от стены) и в течение 3 часов вели методический огонь на разрушение по второй стене центральных ворот, выпустив в это время около 200 снарядов. Своим огнем самоходки обеспечили нашей пехоте вход в крепость.

На рассвете 23.2.45 г. саперами для прохода танков в первой стене был сделан узкий проход. Самоходные установки совместно с пехотой и танками ворвались через проход в центр крепости и тем самым успешно выполнили задачу по овладению Цитадель.

14. Исходя из трудностей управления и дробления танковых самоходных частей до мелких подразделений, а иногда и до отдельных танков, управление боем децентрализуется и основывается на постановке задач командирами стрелковых батальонов и рот с беспрекословным подчинением им, невзирая на должность и звание.

Командиры танковых (самоходно-артиллерийских) частей находятся на командных пунктах командиров стрелковых полков, батальонов, осуществляя контроль за правильным использованием танков и СУ, добиваясь энергичных и умелых действий танковых подразделений и экипажей, организуя разведку и непрерывное материально-техническое обеспечение боя.

Во всех случаях в руках танкового начальника должен быть резерв боевых машин (рота танков или батарея СУ) для отражения контратак и своевременного пополнения штурмовых групп и отрядов вместо выбывших из строя танков и СУ и эвакуации подбитых или застрявших танков и СУ.

15. Особое значение в городской бою в связи с повышенным расходов боекомплекта приобретает непрерывное материально-техническое обеспечение боя. Командир должен все время держать на удалении 1-1.5 км от боевых порядков первый тыловой эшелон (ремонтные средства, 1.5 боекомплекта, 0.5 заправки) для своевременного пополнения запасов, эвакуации и восстановления боевых машин.

Дозаправку машин ГСМ производить в ночное время или в укрытиях. Подвоз боеприпасов как днем, так и ночью производить непосредственно к боевым порядкам, для чего назначить от каждой роты (батареи) один танк, СУ.

При организации подвоза к войскам запасов, исходя из особых трудностей ориентирования в крупном городе и во избежание блуждания отдельных машин, специально назначать подготовленных и отлично ориентирующихся офицеров-проводников, которые должны вести группы машин от второго тылового эшелона к первому.

В случаях, когда танковая часть распределяется и придается двум стрелковым полкам, первый тыловой эшелон делить на две питающие группы, которым следовать за каждым стрелковым полком и осуществлять питание боя танков и СУ. Во всех случаях стремиться к максимальному приближению тылов, используя здания для прикрытия от артиллерийского огня.

16. Настоящие указания не исчерпывают всех практических способов и приемов ведения уличных боев, а взяты из опыта боев за крупные населенные пункты и города.

Командующий БТ и МВ
8-й гвардейской армии
(подпись)

Начальник штаба БТ и МВ
8-й гвардейской армии
(подпись)


Сборник боевых документов Великой Отечественной войны. Выпуск 11.