Перейти к содержанию

Сборник боевых документов/27/19

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Отчет начальника инженерных войск 2-го Украинского фронта от 14 февраля 1944 г. о проведении оперативной маскировки войсками фронта в Корсунь-Шевченковской наступательной операции
См. Выпуск 27. Дата создания: 14 февраля 1944 г, опубл.: 1956. Источник: Генеральный Штаб. Военно-научное управление. Сборник боевых документов Великой Отечественной войны. — М.: Воениздат, 1956. — Т. 27.

Отчет начальника инженерных войск 2-го Украинского фронта от 14 февраля 1944 г. о проведении оперативной маскировки войсками фронта в Корсунь-Шевченковской наступательной операции

Отчет
начальника инженерных войск
2-го Украинского фронта
о проведении оперативной маскировки
войсками фронта
в Корсунь-Шевченковской
наступательной операции
(14 февраля 1944 г.)


Секретно

ОТЧЕТ
О МЕРОПРИЯТИЯХ ПО ОПЕРАТИВНОЙ МАСКИРОВКЕ ВОЙСК
2-го УКРАИНСКОГО ФРОНТА В КОРСУНЬ-ШЕВЧЕНКОВСКОЙ
НАСТУПАТЕЛЬНОЙ ОПЕРАЦИИ

I. Обстановка и маскировочный замысел

После овладения Кировоградом и разгрома немцев, окруженных в районе Лелековка (северо-западнее Кировоград), 5-я гвардейская танковая армия отошла в районы сосредоточения и расположилась своими соединениями в районе Грузкое (западнее Кировоград).

В период подготовки наступательной операции на Лебедин, Шпола для соединения с войсками 1-го Украинского фронта с целью окружения немецкой группировки в районе западнее Смела 5-я гвардейская танковая армия сосредоточивается в районе Каменка, Вербовка, Томашевка. Там же сосредоточивается и артиллерия усиления.

Для скрытия подготавливающейся операции, передислокации танковой армии и для введения противника в заблуждение был принят следующий маскировочный замысел: скрыть перегруппировку и сосредоточение 5-й гвардейской танковой армии и артиллерии усиления в районе Каменка, Вербовка, Томашевка, а в районе Грузкое, Овсяниковка, Обозновка показать наличие танковой армии и артиллерии усиления (приложение 1)[1].

Для реализации этого замысла танки и артиллерия перебрасывались в новый район дислокации главным образом ночью и в туман, а в районе сосредоточения скрывались в лесах и населенных пунктах.

На фронте 5-й гвардейской армии осуществлялись демонстративные действия и создавались ложные районы сосредоточения танков и артиллерии.

Все эти мероприятия ввели противника в заблуждение о направлении главного удара и скрыли передислокацию 5-й гвардейской танковой армии и артиллерии усиления из района Грузкое.

II. Разработка маскировочных мероприятий

По указанию командующего войсками фронта штаб 5-й гвардейской армии, наряду с разработкой местных операции и демонстраций, определил районы ложного сосредоточения танков и артиллерии и поручил штабу инж[енерных] войск армии разработать мероприятия по их созданию и оживлению.

Штаб инженерных войск 5-й гвардейской армии, при участии и руководстве представителя штаба инж[енерных] войск фронта подполковника Миронцева, составил план проведения и инженерного обеспечения мероприятий по созданию ложных районов сосредоточения танков и артиллерии (приложение 2) [2].

В плане мероприятий было намечено, какие мероприятия проводятся штабами инженерных, бронетанковых, артиллерийских войск и войск связи.

Штаб инженерных войск уточняет ложные районы сосредоточения и обеспечивает создание макетов танков и орудий, чучел бойцов, ложных складов и следов от танков и артиллерии.

Штаб бронетанковых войск обеспечивает каждый ложный район двумя танками для имитации жизнедеятельности и создания шума и следов.

Начальник войск связи обеспечивает имитацию работы штабных радиостанций танковых частей и соединений от танковой армии до батальона включительно.

Штаб артиллерии обеспечивает ложные артиллерийские позиции кочующими орудиями.

Все эти мероприятия имели своей целью создать у противника впечатление о наличии танковой армии на фронте 5-й гвардейской армии и скрыть передислокацию танков из района западнее Кировоград.

III. Создание ложных районов сосредоточения танков и артиллерии

19.1.44 г. были уточнены места ложных районов сосредоточения танков и артиллерии. В результате офицерской разведки подполковника Миронцева совместно с командирами саперных батальонов, выделенных для создания макетов, были определены 5 районов для ложного сосредоточения танков и 12 районов для артиллерийских позиций (приложение 3)[3].

Ложные танковые районы были выбраны в тех районах, где располагались действительные танки до их передислокации или вблизи от последних.

Ложные районы сосредоточения танков были выбраны с расчетом показать наличие танков в районах сосредоточения и исходного положения только для воздушного наблюдения.

Это вытекало из общей обстановки, когда танки 5-й гвардейской танковой армии после успешной операции по овладению Кировоградом и разгрома немцев в районе Лелековка, Грузкое отошли в районы сосредоточения и приступили к перегруппировке.

В ночь с 19 на 20.1.44 г. штаб инж[енерных] войск 5-й гвардейской армии организовал изготовление макетов танков и орудий в намеченных целях.

Для изготовления макетов были выделены шесть саперных рот частей и соединений армейского подчинения.

За ночь было изготовлено и установлено в ложных районах 55 макетов танков и 12 макетов орудий.

В ночь с 20 на 21.1.44 г. в указанных районах дополнительно было создано 35 макетов танков и 18 макетов орудий.

21.1.44 г. в оперативное подчинение 5-й гвардейский армии прибыла 25-я отдельная маскировочная рота с 40 сборно-разборными макетами танков «Т-34». В ночь с 21 на 22.1.44 г. эти макеты были распределены по ложным районам сосредоточения танков и установлены там.

Одновременно с изготовлением макетов танков и орудий создавались ложные склады горючего в районах ложного сосредоточения танков и ложные склады снарядов и землянки у ложных артиллерийских позиций и батарей.

О сходстве созданных макетов танков и орудий и в особенности сборно-разборных макетов танков, изготовленных 25-й отдельной маскировочной ротой с действительными, свидетельствуют положительные отзывы нашей пехоты и артиллеристов.

Недалеко от одного командного пункта командира полка в лощине в ночь с 19 на 20.1.44 г. были созданы макеты танков из снега и старого кровельного железа. Утром заместитель командира полка, увидев эти танки, принял их за действительные и послал связного выяснить, что за часть, и установить связь, но был разочарован.

В ночь с 21 на 22.1.44 г. в этом же районе взамен макетов из подручных материалов были установлены сборно-разборные макеты танков «Т-34» и несколько чучел вокруг них. Тот же заместитель командира полка, уже раз обманувшись, все же принял эти макеты за действительные танки, сам лично пришел убедиться и связаться с танкистами, но и на этот раз он был разочарован.

Кроме того, для оживления ложных районов и показа наличия в них людей были созданы и установлены чучела бойцов из соломы, старых шинелей, трофейных бумажных накидок и жердей.

В каждом ложном районе сосредоточения танков разводились и поддерживались все время 2-3 костра.

Для укрытия команд маскировщиков и охраны в каждом ложном районе было создано 1-2 землянки или щели на 3-5 человек.

Чтобы имитировать горение танков после попадания в них снарядов или авиабомб, были подготовлены 60 очагов пожара. Для создания пожара применяли трофейное соляровое масло, ветошь и солому.

Расположение макетов танков, орудий, чучел, складов, землянок, костров и создание следов в каждом районе показано на схемах (приложения 4-6)<a name="04"></a><a href="#4">4</a>.

Отдельные макеты танков показаны на схеме – приложение 7<a name="05"></a><a href="#5">5</a>.

Объем и характер работ, выполненных саперными и маскировочными подразделениями в ложных районах, показаны в приложении 8<a name="06"></a><a href="#6">6</a>.

IV. Мероприятия по оживлению ложных районов сосредоточения

Для оживления ложных районов сосредоточения танков и артиллерии на каждый район была выделена команда саперов и маскировщиков в количестве 5-10 человек.

Эти команды переставляли макеты и чучела с одного места на другие, делали следы от гусениц и колес, разводили костры, делали ложные и действительные щели и землянки, двигались по ложному району, подновляли и исправляли макеты из подручных материалов, показывали маскировку макетов, путем укладки на них снега, соломы и веток, держали наготове очаги пожара для того, чтобы имитировать горение танков, охраняли районы ложного сосредоточения танков и артиллерии и вели учет воздействия противника по этим районам. Все эти работы выполняли в основном бойцы 25-й отдельной маскировочной роты.

В процессе проведения мероприятий по созданию ложных районов сосредоточения штаб бронетанковых и механизированных войск не в состоянии был обеспечить ложные районы действительными танками или тракторами.

В силу этот следы от танков делали вручную саперы и маскировщики. Шум от движения танков был недостаточный и создавался иногда артиллерийскими тягачами (в районе № 3) или мимо проходящими действительными танками и тракторами.

Созданию шума от танков способствовала работа тягачей по вытаскиванию действительных поврежденных или застрявших в болоте танков и других машин вблизи ложных районов сосредоточения.

При наличии такого шума саперы и маскировщики переставляли в другое место или разбирали совсем сборно-разборные макеты танков и чучел.

Наличие в ложных районах сосредоточения действительных танковых частей и соединений создавалось работой специально выделенных армейских радиостанций, имитирующих работу штабных раций танковой армии, корпусов, бригад и батальонов.

V. Имитация радиосвязи танковых частей и соединений

С 21 по 28.1.44 г. распоряжением начальника войск связи была организована сеть радиостанций с расположением их в местах, где были размещены до этого штабы танковых соединений и частей (приложение 9)<a name="07"></a><a href="#7">7</a>.

Рация, имитирующая штаб танковой армии, располагалась в Осиковата. Для этого была использована рация штаба стрелкового корпуса там дислоцируемого.

В Обозновка и Екатериновка имитировалась работа радиостанций танковых корпусов. Для этого в Обозновка использовалась армейская радиостанция, а в Екатериновка – радиостанция штаба стрелкового корпуса.

Работу бригадных радиостанций имитировали рации штабов [стрелковых] дивизий. Работу радиостанций танковых батальонов имитировали рации штабов стрелковых полков, находящихся вблизи от районов сосредоточения.

Все эти рации в точности копировали работу радиостанций танковых частей и соединений.

Для этого они работали на той же волне и в то же время, когда обычно вели переговоры радиостанции танкистов.

Для того, чтобы передача была близка по содержанию, выражениям и характеру к передачам танкистов, штаб бронетанковых и механизированных войск 5-й гвардейской армии разработал специальный список кодограмм, плохо шифрованных, и примерный текст разговоров по радио между отдельными частями и соединениями. Радисты и саперы, работающие на выделенных для этого радиостанциях, были проинструктированы штабом бронетанковых и механизированных войск и Отделом связи.

Разговор по радио происходил так: один радист вызывает соответствующую станцию и просит к аппарату офицера танковой части по фамилии или по его номеру. Радист вызванной радиостанции отвечал, что за ним послали или сейчас придет, и через несколько минут передает другому радисту трубку и сообщает: «У аппарата 18, передаю ему трубку». Другой радист начинает переговоры как вызванный офицер танковой части или другой офицер от его имени.

Примерный текст переговоров по радио между офицерами танковой бригады и танкового батальона приводится ниже:

рация бригады: «Сколько имеется у Вас 407 и 305? Полностью ли эвакуированы 704, 386?»;

рация батальона: «На 12.00 21.1.44 г. имею – 407 – 2, 305 – 3; 704, 386, 901 – не эвакуированы»;

рация бригады: «Почему не эвакуированы 704, 386?»;

рация батальона: «Отсутствовало молоко и не закончен ремонт»;

рация бригады: «Сейчас имеется молоко и закончен ремонт?»;

рация батальона: «Да, и через 2 часа 704, 386 будут эвакуированы» и т. д.

Все это вместе позволило полностью воспроизвести радиосвязь между танковыми частями и соединениями и ввести противника в обман.

Во время таких радиопередач и переговоров противник часто устраивал помехи, забивал или подслушивал наши переговоры через свои радиостанции.

VI. Воздействие противника

В период с 18 по 28.1.44 г. над районами ложного сосредоточения танков и артиллерии почти все дни и ночи стоял сплошной туман. В отдельные дни и особенно утром и вечером туманы были настолько плотными, что на расстоянии 50 м трудно было что-либо различить.

Однако, несмотря на это, в отдельные дни над ложными районами появлялись разведывательные самолеты противника. Над ложными районами сосредоточения противник совершил 4 дневных и 2 ночных разведывательных полета.

И если до этих полетов ложные районы почти не обстреливались артиллерией и минометами, то после этого ложные районы подвергались ежедневным и систематическим огневым налетам.

За период с 21 по 28.1.44 г. по ложным районам сосредоточения танков противник выпустил 710 снарядов.

По ложным артиллерийским позициям противник выпустил 700 снарядов и мин, разбил прямым попаданием две ложные батареи. Кроме того, одна батарея, расположенная близко к переднему краю, была обстреляна пулеметным огнем противника. После этого всю батарею ночью переставили на новое место.

28.1.44 г. в 11.00 над ложными районами появились 4 самолета-разведчика противника. Нашей зенитной артиллерией был сбит один самолет противника, который упал вблизи ложного района сосредоточения танков (№ 5) у Богодаровка.

Сильные туманы исключили полеты бомбардировочной авиации противника.

Непосредственное воздействие артиллерии и авиации противника по ложным районам показано в приложении 10<a name="08"></a><a href="#8">8</a>.

По данным Разведывательного отдела штаба фронта, противник в период с 18 по 29.1.44 г. против ложных районов сосредоточения танков и артиллерии сосредоточивал свои танковые и пехотные дивизии, перебрасывая отдельные из них с других участков и фронтов (приложение 11)<a name="09"></a><a href="#9">9</a>.

Из схемы видно, что против наших ложных районов сосредоточения танков и артиллерии противник сосредоточил четыре танковые дивизии (11-ю и 14-ю танковые дивизии, танковую дивизию СС «Мертвая голова», танковую дивизию СС «Великая Германия»), причем танковая дивизия СС «Мертвая голова» к этому району была переброшена с участка юго-восточнее Кировоград, а танковая дивизия СС «Великая Германия» даже с [участка против] 3-го Украинского фронта.

Демонстративные действия 5-й гвардейской армии в направлении на Ивановка и Андреевка и ложные районы сосредоточения западнее и юго-западнее Грузное приковали к себе танковые дивизии противника, ввели, таким образом, его в обман. Судя по тому, что противник все время усиливал этот участок фронта и держал здесь до 26.1.44 г. четыре танковые дивизии, можно утверждать, что он не знал о подготовке операции на соединение нашего фронта с 1-м Украинским фронтом.

Не знал противник также и о передислокации танковой армии из района Грузкое в район Каменка, Вербовка, Томашевка.

Противник обнаружил обман только лишь 26.1.44 г., когда наши части уже прорвали его оборону и успешно продвигались на соединение с войсками 1-го Украинского фронта.

Только 26.1.44 г. противник начал срочно перебрасывать в район Шпола свои танковые дивизии.

С фронта против наших ложных районов сосредоточения противник перебросил 26.1.44 г. – 14-ю танковую дивизию, 27.1.44 г. – 11-ю танковую дивизию, а 30.1.44 г. – 13-го танковую дивизию с участка юго-восточнее Кировоград.

VII. Выводы

В результате проведенных маскировочных мероприятий можно сделать следующие выводы:

1. Маскировочные мероприятия способствовали в значительной степени успешному действию наших войск:

а) по овладению Шпола, Звенигородка и других городов;

б) по соединению с войсками 1-го Украинского фронта;

в) по окружению группировки противника западнее Смела.

2. Скрытием перегруппировки танковой армии и артиллерии усиления и их районов сосредоточения, демонстративными действиями 5-й гвардейской армии и созданием крупных ложных районов сосредоточения войск западнее Кировоград противник был введен в заблуждение:

а) о направлении главного удара в операции по соединению наших войск с войсками 1-го Украинского фронта;

б) о сосредоточении танковой армии генерала Ротмистрова.

3. Демонстративные действия 5-й гвардейской армии и ложные районы сосредоточения танков и артиллерии, созданные западнее Кировоград в районе Грузкое, приковали к этому участку фронта с 18 по 26.1.44 г. четыре танковые и несколько пехотных дивизий противника, ослабив тем самым его на направлении главного удара наших войск. Указанные танковые дивизии противник перебросил в район прорыва его фронта нашими войсками только 26.1.44 г.

4. Ложные районы сосредоточения танков и артиллерии западнее Кировоград в районе Грузное создали у противника впечатление о неизменности положения в этом районе, несмотря на уход отсюда танковой армии и артиллерии усиления.

5. Быстрое изготовление макетов из подручных материалов и удачное применение сборно-разборных, хорошо выполненных 25-й отдельной маскировочной ротой макетов танков, оживление их специально выделенными командами и работой целой сети радиостанций обеспечили успех ложных районов сосредоточения танков и артиллерии.

6. Создание фронтового резерва, тщательно изготовленных сборно-разборных макетов танков «Т-34» себя оправдало и оказалось своевременным и необходимым во фронтовых условиях мероприятием.

7. Правильная и хорошая организация и работа целой сети радиостанций, успешно имитирующей работу штабов танковых частей и соединений, обеспечили успех ложных сосредоточений войск и являются необходимыми элементами мероприятий по маскировке фронтовой операции.

8. Недостатками проведенных маскировочных мероприятий являются:

а) в выборе ложных районов сосредоточения танков и артиллерии не участвовал Оперативный отдел [штаба] 5-й гвардейской армии, в силу чего отдельные ложные районы занимались войсками;

б) ложные районы сосредоточения танков не были обеспечены для имитаций шума и следов действительными танками, поэтому приходилось пользоваться «попутными» шумами от танков, передвигающихся вблизи ложных районов сосредоточения. Это заставляет иметь в расположении штаба инженерных войск фронта 1-2 звукоимитационных станций;

в) недостаточная подготовка отдельных саперных подразделений по изготовлению макетов и ложных позиций, недостаточные знания техники маскировки, элементов и схемы расположения артиллерийских позиций и танковых частей.

9. Кроме отвлечения четырех танковых дивизий, ложные районы сосредоточения танков и артиллерии вызвали на себя непосредственно артиллерийский, минометный и пулеметный огонь и воздействие разведывательной авиации противника.

Налетам бомбардировочной авиации, по всей вероятности, мешали густые туманы, стоявшие почти все время над районами ложного сосредоточения танков и артиллерии.

Начальник инженерных войск 2-го Украинского фронта
генерал-майор инженерных войск ЦИРЛИН

Начальник штаба инженерных войск 2-го Украинского фронта
подполковник ПИСАРЖЕВСКИЙ

14.2.44 г.

Ф. 69, оп. 260662с, д. 4, лл, 136-146.

<a name="4"></a><a href="#04">4</a> Указанные схемы в настоящем выпуске Сборника не публикуются.

<a name="5"></a><a href="#05">5</a> Указанные схемы в настоящем выпуске Сборника не публикуются.

<a name="6"></a><a href="#06">6</a> См. схему 27.

<a name="7"></a><a href="#07">7</a> Схема 28.

<a name="8"></a><a href="#08">8</a> Схема 29.

<a name="9"></a><a href="#09">9</a> Схема 30.


Сборник боевых документов Великой Отечественной войны. Выпуск 27.

Примечания

  1. Схема 25. [Все схемы и рисунки для данного документа находятся в архиве, ссылка на который дана на странице с содержанием данного выпуска. - В.Т.]
  2. Указанные планы публикуются на стр. 90-94 настоящего выпуска Сборника. [Номера страниц даны согласно нумерации страниц книги. – В.Т.]
  3. Схема 26.