Сборник боевых документов/33/20

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Доклад командира 21-го механизированного корпуса командующему 27-й армией о состоянии корпуса на 23 июля 1941 г.
См. Выпуск 33. Опубл.: 1957. Источник: Генеральный Штаб. Военно-научное управление. Сборник боевых документов Великой Отечественной войны. — М.: Воениздат, 1957. — Т. 33.

Доклад командира 21-го механизированного корпуса командующему 27-й армией о состоянии корпуса на 23 июля 1941 г.

Доклад
командира 21-го механизированного корпуса
командующему 27-й армией
о состоянии корпуса
на 23 июля 1941 г.


СЕКРЕТНО
Копия:

КОМАНДУЮЩЕМУ 27-й АРМИЕЙ
НАЧАЛЬНИКУ ГЛАВНОГО АВТОБРОНЕТАНКОВОГО
УПРАВЛЕНИЯ КРАСНОЙ АРМИИ
генерал-лейтенанту ФЕДОРЕНКО

ДОКЛАД
О СОСТОЯНИИ 21-го МЕХАНИЗИРОВАННОГО КОРПУСА

21-й механизированный корпус организационно начал создаваться лишь в апреле 1941 г. с расчетом (по плану Генерального Штаба) укомплектования боевой материальной частью не ранее 1942 года.

1. 21-й механизированный корпус (в. ч. 2979) 23.6.41 г. приказом командующего Московским военным округом направлен на фронт в двинском направлении.

К началу войны корпус был укомплектован личным составом на 80-90%, из них до 70% апрельско–июньского призыва.

Материальной частью корпус был обеспечен на 10-15% (колесные и специальные машины). На фронт корпус выступил со значительным некомплектом артиллерии, станковых и ручных пулеметов и автоматических винтовок, а также минометов. Большинство 76-мм пушек были без панорам, а малокалиберные зенитные пушки – без дальномеров (были даны за два дня до войны и в процессе войны).

Корпус выведен на войну по тревоге неотмобилизованным и неукомплектованным материальной частью всех видов, со значительным количеством необученных бойцов. Отсутствие вооружения, материальной части и неподготовленность новобранцев заставили меня оставить в районах зимних квартир до 17 тысяч необученных солдат с задачей их подготовки, вооружения и сколачивания.

2. Начиная с 23.6.41 г. по сегодняшний день корпус находится в непрерывных боях. Его отдельные бойцы, подразделения и части в целом проявили образцы подлинного героизма в боях с немцами.

Корпус понес значительные потери как в личном составе, так и в материальной части. За месяц войны потери убитыми, ранеными и пропавшими без вести составляют:

– командного состава – 394 человека;

– младшего начальствующего состава – 830 человек;

– рядового состава – 5060 человек.

Всего потерь – 6284 человека, т. е. 60% участников боев...[1]

Корпус, именуемый 21-м механизированным корпусом, практически дерется как мотострелковое соединение, по своему числу не соответствующее даже мотострелковой дивизии. За месяц боев с немцами корпус захватил: пленных 53 человека, винтовок – 95 штук, мотоциклов и велосипедов – 39 штук, автомашин – 12 штук, пушек 3 штуки; помимо этого до 10 пушек, захваченных у противника, по израсходовании снарядов уничтожены. Уничтожено, по подсчетам частей, 9575 человек, пулеметов – 90 штук, орудий различных калибров – 86 штук, танков и бронемашин – 53 штуки, автотранспорта – 834 [машины], мотоциклов – 503 штуки, велосипедов свыше 215 штук, лошадей 412 [голов].

3. Испытывая крайний недостаток в артиллерии, станковых и ручных пулеметах, автоматических винтовках и минометах, средствах связи всех видов (имеющихся средств связи недостаточно даже для организации управления огнем артиллерии), при значительном некомплекте в командном и политическом составе, неукомплектованности штабов, корпус продолжает драться, не снижая своего боевого духа, но долго так протянуть не сможет из-за отсутствия пополнения как людьми, так и материальной частью, в то время как кадры его несут значительные потери.

4. [Вследствие] отсутствия ремонтных мастерских, ЗИП и деталей для ремонта, выводится из строя много материальной части, которая могла бы быть восстановлена силами частей.

5. Оставленные мною в районах зимних квартир невооруженные бойцы в настоящий момент передвигаются в направлении Осташков, испытывая крайние трудности как в питании, так и в обучении; ни 22-я армия, ни другие снабженческие органы не хотят снабжать второй эшелон корпуса, считая его чужим, в то же время принимают самые решительные меры к растаскиванию его кадров и материальной части, лишая меня перспективы когда-либо сформироваться в механизированный корпус.

Так, например: занаряженная мне по планам Главного автобронетанкового управления и Главного артиллерийского управления материальная чисть и отправленная на мой адрес перехватывается командованием 22-й армии. В Великих Луках у меня взято 1500 самозарядных винтовок, 126 грузовых автомашин, 15 автокухонь, 28 76-мм пушек, танков «КВ» – 22 штуки, «Т-34» – 13 штук, несколько вагонов запасных частей и 860 комплектов авторезины.

Помимо этого, распоряжением отдельных высших командиров забрано под различными предлогами «ЗИС» – 115 штук и «ГАЗ» – 186 штук (распоряжением генерал-майора Карманова и начальника штаба 11-й армии).

Такое положение не может быть дальше терпимым. Я прошу Вас довести это до сведения высшего командования, одновременно прошу разрешить вопрос о том. будет ли корпус в дальнейшем существовать как механизированный корпус или будет действовать как мотострелковое соединение и его танковых кадры, действующие на фронте, постепенно будут выведены из строя и корпус потеряет базу для развертывания в механизированный корпус.

Прошу Ваших мероприятий по существу изложенного мною.

Командир 21-го механизированного корпуса
Герой Советского Союза
генерал-майор ЛЕЛЮШЕНКО

Военный комиссар
21-го механизированного корпуса
бригадный комиссар БАБИЙЧУК

Начальник штаба корпуса
полковник АСЕЙЧЕВ

(23.7.41

г.[2]) № 0048
Ф. 624, оп 2660с, д. 4, лл. 116-117. Машинописная копия.



Сборник боевых документов Великой Отечественной войны. Выпуск 33.

Примечания

  1. Опущен список убитых и раненых командиров подразделений частей и соединений 21-го механизированного корпуса.
  2. Дата установлена по журналу исходящих документов 21-го механизированного корпуса