Сборник боевых документов/33/61

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Указания командующего войсками Южного фронта от 20 сентября 1941 г. по проведению наступательной операции
См. Выпуск 33. Дата создания: 20 сентября 1941 г, опубл.: 1957. Источник: Генеральный Штаб. Военно-научное управление. Сборник боевых документов Великой Отечественной войны. — М.: Воениздат, 1957. — Т. 33.

Указания командующего войсками Южного фронта от 20 сентября 1941 г. по проведению наступательной операции

Указания
командующего войсками Южного фронта
по проведению наступательной операции
(20 сентября 1941 г.)


СЕРИЯ «Г»

"УТВЕРЖДАЮ"

Командующий Южным фронтом
генерал-лейтенант
РЯБЫШЕВ

Член Военного Совета
армейский комиссар 1 ранга
ЗАПОРОЖЕЦ

УКАЗАНИЯ
ПО ПРОВЕДЕНИЮ НАСТУПАТЕЛЬНОЙ ОПЕРАЦИИ

1. Опыт трехмесячных боев показал, что противник при наступлении, действуя смело, порой нахально, стремится всегда окружить или полуокружить наши части, просачиваясь в образовавшиеся щели боевого порядка наших войск.

Действуя небольшими, но подвижными подразделениями, противник, проникая в глубину боевых порядков, не старается силой сломить очаги сопротивления, а обходит последние. Найдя слабые места, движением вперед создает для наших обороняющихся частей трудные условия для боя, соблюдая при этом высокие средние темпы продвижения. Противнику удается обеспечить себе успех в значительных случаях.

При невозможности обойти или просочиться через боевые порядки противник, избрав направление удара, сосредоточивает главные усилия авиации, мотомеханизированных частей и минометных батарей, стремясь сломить сопротивление стойко обороняющихся частей и тем обеспечить себе создание ворот для проникновения в глубину обороны.

Для подавления обороны противник весьма умело использует авиацию, минометно-артиллерийский огонь.

При прорыве обороны противник непрерывными систематическими налетами авиации морально подавляет наши обороняющиеся части, не дает им времени опомниться и привести себя в порядок. Аналогично и применение минометного огня.

Авиация противника, действуя по нашей артиллерии и по войскам передовой линии, способствует продвижению своей пехоты. Надо отметить, что в этот период (действие по артиллерии и пехоте) авиация противника весьма умело корректирует огонь своей артиллерии.

2. Для того чтобы добиться успеха в наступательном бою, мы должны знать тактику противника, а также и его слабые стороны.

Противник весьма цепко и быстро организует оборону на местности и умело использует местные предметы, превращая их в опорные пункты прежде всего против мотомеханизированных частей.

Умелым построением системы огня, в первую очередь минометного и автоматического (надо прямо отметить, что артиллерии у немцев небогато), немцы создают упорную оборону. Как правило, как в оборонительном, так и в наступательном бою противник действует на направлениях по дорогам, прикрывая отдельные узлы.

Широко используется применение тактических и оперативных резервов в большинстве подвижных.

Мы имеем много примеров, когда противник контратакует небольшими подразделениями рота – батальон, но всегда во фланг или тыл.

К слабым сторонам противника надо отнести следующее:

а) немцы (не говоря о венграх, румынах и пр.) весьма чувствительны к охвату, обходу, не говоря уже об окружении; при смелом выдвижении наших частей во фланг подразделения противника, как правило, не выдерживают подобных атак и быстро откатываются назад.

б) немцы не выдерживают штыковой атаки, рукопашной схватки;

в) весьма плохо и неумело дерутся в ночных условиях;

г) удерживая всю оборону на системе минометно-артиллерийского огня (в первую голову минометного), противник при незначительном подавлении его минометных батарей быстро теряет силу сопротивления, систематическое воздействие нашего артиллерийского огня быстро понижает сопротивляемость войск противника.

3. Отсюда вывод: чтобы достигнуть успеха в наступлении, надо бить противника его же собственными методами, действуя тактическими приемами, применяемыми противником. Успех наступления прежде всего зависит от организации боя и взаимодействия родов войск.

В наступлении при организации боя прежде всего необходимо:

а) тщательной разведкой и наблюдением определить группировку противника, систему его обороны, в первую очередь минометно-артиллерийского огня, определить опорные пункты в системе обороны и найти слабые места, овладение и действия против которых позволило бы нашим войскам быстро вклиниваться в глубину обороны противника;

б) подготовку наступления скрыть от наблюдения и разведки противника, для чего войска первого эшелона, предназначенные для действия в ударной группе, должны выводиться в исходное положение в ночь перед атакой с соблюдением всех мер предосторожности и маскировки, особенно это относится к танковым частям: появление танковых частей для противника должно быть неожиданным; это требование еще в большей степени относится к частям РС[1]; введение в действие последних должно быть неожиданным, буквально свалиться на голову противника, ошеломить его и этим самым обеспечить успешность наступления;

в) подготовительный период должен быть полностью использован для отработки вопросов взаимодействия родов войск не только в штабах, но и в подразделениях (батальон – дивизион, рота – батарея) и обязательно на местности; особое внимание необходимо уделить установлению простой, но четкой и известной каждому бойцу сигнализации между авиацией и наземными войсками; взаимодействие между артиллерией и наступающей пехотой (требования о прекращении или переносе огня, целеуказании) должно быть разработано до мелочей;

г) приданные танковые бригады в первые 2-3 дня боев, учитывая необходимость моральной поддержки пехоты, должны действовать в основном как танки непосредственной поддержки пехоты, однако отдельные подразделения, как правило, поддержанные пехотой (взвод, рота, батальон), посаженной на автомашины, должны широко применяться для захвата и удержания отдельных пунктов, узлов дорог и выхода в тыл для создания паники в рядах противника.

В дальнейшем, при развитии наступления, танковые части могут быть использованы вместе с пехотой, посаженной на автомашины, в больших размерах (дивизия – полк пехоты, батальон – рота танков) для поддержки и усиления темпов наступления; действия танковых частей должны быть широко прикрыты противотанковой артиллерией; общевойсковой командир обязан беречь танки, не пускать их на рожон, на организованную противотанковую оборону: атаке танков должно предшествовать нарушение системы противотанковой обороны противника; смелое, решительное выдвижение даже незначительных по количеству танковых групп во фланг и тыл обороняющимся подразделениям противника всегда приведет к успеху;

д) наступающая пехота должна широко применять массирование минометного огня, стремиться к рукопашной схватке (меньше потерь и больше успеха) и к применению в массовом масштабе ручных гранат.

Стрелковые роты первого эшелона должны наступать линейным порядком (цепью), имея обязательно взводные, ротные и батальонные резервы поддержки во втором эшелоне на направлениях намеченных ударов взводов, рот и батальонов. Подобные построения боевых порядков пехоты в наступлении в данное время наиболее целесообразны.

Встречая сопротивление, пехота должна стремиться мелкими подразделениями просачиваться сквозь боевые порядки противника, смело обходить опорные пункты и огневые точки и, не оглядываясь, продолжать продвижение вперед. Одно только продвижение решит дело. Оставшиеся позади опорные пункты всегда будут в наших руках. Только вперед, и только равняться по передним.

Недостаточный темп наступления пехоты надо компенсировать, как было уже сказано выше, действиями танковых частей и пехоты, посаженной на автомашины.

4. Решающим моментом в наступлении является отражение вероятных контратак и контрударов противника, которые последний организует с целью срыва нашего наступления. По расчетам времени в армейском масштабе крупный контрудар можно ожидать на третий – четвертый день боя.

По опыту войны противник контратаку (контрудар), как правило, наносит во фланг, используя прежде всего мотопехоту, усиленную танками и минометными батареями.

Умение предвидеть направление и начало контратаки (контрудара) противника, принять меры к срыву этого мероприятия противника является делом командиров соединений. Однако всегда необходимо учитывать:

а) наличие в руках общевойскового командира противотанковых подвижных средств и резервов на направлении возможного контрудара противника и умелое применение их в бою, как правило, сорвет контрудар противника; поэтому на второй-третий день боя противотанковые средства и резервы (тактический и оперативный резервы и в первую голову подвижные) надо держать ближе к флангу своей наступающей ударной группировки и к направлению возможного контрудара противника [...][2]

7. В заключение необходимо отметить, что каждая задержка, передышка в нашем наступлении идет на руку врагу, дает ему время опомниться, привести части в порядок и организовать контратаку (контрудар).

Успех наступления требует, чтобы темп последнего был максимально велик, для пехоты достигал бы в среднем 12-15 км в сутки (на всю глубину армейской операции 10-12 дней). Это потребует от пехоты сильнейшего физического напряжения и обязывает командиров всех степеней умело поддерживать силы бойцов вовремя поданной кухней, тщательной организацией питания в бою.

Наличие резервов и умелый ввод их в действие должны о6еспечить непрерывность наступления.

Только при соблюдении этих условий наступление будет доведено до конца и принесет нам желательный успех.

Начальник штаба Южного фронта
генерал-майор АНТОНОВ

Военный комиссар штаба фронта
бригадный комиссар

МАСЛОВ[3]

Начальник оперативного отдела
полковник ЛЯМИН

20.9.41 г.
Ф. 228, оп. 2892сс, д. 12, лл. 107-114.


Сборник боевых документов Великой Отечественной войны. Выпуск 33.

Примечания

  1. Установка реактивных минометов.
  2. Опущены пункты о действиях авиции и об организации связи.
  3. На документе подпись военного комиссара штаба фронта отсутствует.