Сборник боевых документов/34/137

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Доклад начальника артиллерии 8-й армии начальнику Генерального Штаба Красной Армии и начальнику артиллерии Северного фронта от 26 августа 1941 г. о боевой деятельности артиллерии армии за период с 22 июня по 20 августа 1941 г.
См. Выпуск 34. Опубл.: 1958. Источник: Генеральный Штаб. Военно-научное управление. Сборник боевых документов Великой Отечественной войны. — М.: Воениздат, 1958. — Т. 34.

Доклад начальника артиллерии 8-й армии начальнику Генерального Штаба Красной Армии и начальнику артиллерии Северного фронта от 26 августа 1941 г. о боевой деятельности артиллерии армии за период с 22 июня по 20 августа 1941 г.

Доклад
начальника артиллерии 8-й армии
начальнику Генерального Штаба Красной Армии
и начальнику артиллерии Северного фронта
от 26 августа 1941 г.
о боевой деятельности артиллерии армии
за период с 22 июня по 20 августа 1941 г. [1]


СЕКРЕТНО

ДОКЛАД
О БОЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ АРТИЛЛЕРИИ 8-й АРМИИ
В БОЯХ С 22.6. ПО 20.8.41 г.

Артиллерия армии выступила на фронт и вступила в боевые действия с большим некомплектом по штатам мирного времени как в людской составе, так и в транспортных средствах, средствах связи и наблюдения. Частям не только не было приказано взять имущество до штатов военного времени, но они не были информированы о возможности боевых действий, поэтому имущество, положенное замене, транспорт, средства связи, средства[2] наблюдения не были взяты до штатов военного времени.

Большой некомплект в людском составе, транспорте, в средствах связи и разведки, а подчас и в вооружении имел большое влияние на боевую деятельность артиллерии. Из-за отсутствия должного количества транспорта перегружался имеющийся транспорт и раньше срока выходил из строя, в результате чего не всегда обеспечивался подвоз боеприпасов и их эвакуация при отходе.

Некомплект средств связи, который увеличился после первых дней боев (связь побита огнем противника), привел к такому положению, когда подразделения, части вынуждены были включаться в одну линию, что уменьшало темп огня, а иногда огонь был несвоевременен – опаздывал.

Артиллерия армии действовала на широком фронте, методами действия на широком фронте[3]. Батальонная и полковая артиллерия действовала с пехотными подразделениями поорудийно.

Батальонная артиллерия. В первые дни боев батальонная артиллерия и противотанковая артиллерия понесли большие потери от артиллерийского и минометного огня противника. Огневая работа батальонной и противотанковой артиллерии по своей выучке, стойкости и действиям оценивается как хорошая. В большинстве случаев эта артиллерия оставалась на огневых полициях по отходе пехоты и отходила в расположение пехоты под прикрытием своего собственного огня.

Полковая артиллерия. Полковая артиллерия, как и батальонная, в первые дни боев понесла большие потери. По отходе пехоты полковая артиллерия оставалась в большинстве случаев без прикрытия и отходила под прикрытием своего собственного огня.

Основными объектами огневого воздействия батальонной, полковой и противотанковой артиллерии [были] огневые точки, группы пехоты, танки и мотомеханизированные части противника. Из-за недостаточного количества противотанковой и полковой артиллерии достаточной глубины противотанковой обороны не было, вследствие чего сама оборона была неустойчива.

Стрелковые части, подвергшиеся в первые дни боев сильному огневому и танковому воздействию, в последующих боях при появлении танков, сопровождаемых минометным огнем, оставляли свои позиции; пехотная артиллерия оставалась одна и вела бой без поддержки пехоты, [в результате чего] геройски погибала или выходила из боя с большими потерями.

Дивизионная артиллерия. В большинстве своем использовались как группа поддержки пехоты. С убылью пехотной артиллерии частично использовалась как противотанковая. Вследствие большой ширины фронта дивизионная артиллерия использовалась подивизионно и побатарейно на основных направлениях движения противника. Централизованный огонь дивизионной артиллерии [в составе] группы больше дивизиона почти не применялся.

С первых дней боев маскировка [артиллерии была] хорошая, окапывание было плохое. В последних боях мероприятия по самоокапыванию улучшились, артиллерия как правило, стала углубляться в землю, стойкость и живучесть возросла. Почти, как правило, дивизионная артиллерия в большинстве своем при отходе пехоты оставалась одна, без поддержки пехоты, отражая своим огнем противника, поэшелонно уводя материальную часть в расположение своей пехоты, неся большие потери.

Объектами огневого воздействия дивизионной артиллерии [были]: пехота, наблюдательные пункты, минометные группы, а иногда и батареи противника. Стрельба не всегда велась непосредственно по цели, часто применялась стрельба по площади, иногда без достаточных оснований – при появлении небольшой группы пехоты на опушке леса, по приказанию общевойскового начальника, которого поддерживала данная артиллерия, огонь открывался по площади леса; там, где пехота могла справиться своими огневыми средствами, пехотные начальники приказывали открывать огонь.

Огневая выучка кадрового состава и стойкость – хорошая, хуже подготовлен запас.

Методы стрельбы: подготовка – глазомерная и сокращенная; пристрелка – по знакам наблюдения разрывов.

Корпусная артиллерия. Корпусная артиллерия, действуя на участке дивизии, обычно решает задачи поддержки пехоты и только попутно разрешает задачи дальнего действия. 73-й и 51-й корпусные артиллерийские полки, кроме 47-го корпусного артиллерийского полка, не имели никаких средств технической разведки. 47-й корпусной артиллерийский полк, имея звуковой взвод, подавлял батареи противника. Последние бои и 47-й корпусной артиллерийский полк в основном решает задачи группы поддержки пехоты из-за отсутствия в данных<a name="04"></a><a href="#4">4</a> 48-й и 125-й [стрелковых] дивизиях собственной артиллерии.

Массированный огонь корпусной артиллерии в масштабе полка не применялся. Корпусная артиллерия действовала подивизионно, на направлениях движения противника. Огневая выучка и стойкость всех корпусных артиллерийских полков – отличная. Несмотря на отсутствие технических средств разведки, полки использовали все возможные средства для обнаружения батареи противника и с успехом их подавляли. Особую стойкость и огневую выучку показал 47-й корпусной артиллерийский полк (командир полка подполковник Каштанов). Корпусные полки при отходе пехоты часто оставались одни и с честью выходили из единоборства с пехотой противника, выводя орудия, батареи поэшелонно в расположение своих войск.

Штабы. Штабы начальников артиллерии корпусов и начальников артиллерии дивизий не были укомплектованы полностью как штабными работниками, так и органами обслуживания, средствами полковой разведки. В результате неукомплектованности управление артиллерией сильно затруднялось. Подготовка штабных командиров удовлетворительная, организовать боевую работу артиллерии могут. В организации разведки штабы опираются главным образом на части.

Штабы артиллерийских полков и дивизионов. Выступили на фронт так же в некомплекте по штатам мирного времени, с некомплектом средств систем наблюдения. Подготовка штабов удовлетворительная. Организовать боевую работу подразделений могут.

Средства связи. Большой некомплект и плохое состояние проволочной связи с начала военных действий, массовое уничтожение в первых боях огнем противника привело к тому положению, когда осталось 25-30 % проволочной связи. Элементы износились, в последнее время поступает пополнение связи. Оптика в частях в удовлетворительном состоянии, но некомплект.

Из средств инструментальной разведки имеется звуковзвод при 47-м корпусном артиллерийском полку с устаревшей и изношенной материальной частью, но и эта материальная часть используется в полной мере. За период войны полк подавил 13 батарей противника, нанеся материальный ущерб. Других видов технической разведки армия не имеет.

Расход боеприпасов в среднем составляет 1/4 боевого комплекта.

Пополнение боеприпасами в первые дни боев производилось бессистемно. Отходящие части получали боеприпасы на попутных складах даже без учета. В дальнейшем учет налажен, но части и соединения несвоевременно представляют сведения о наличии и расходе боеприпасов, с этим вопросом до сего времени больших сдвигов нет. Подвоз боеприпасов производится средствами частей, а иногда имеющимися машинами автомобильного батальона армии. За отсутствием участия штатного количества транспортных средств части не имеют возможности держать положенный запас артиллерийских выстрелов. Особо остро чувствовались перебои в снабжении 122-мм артиллерийскими выстрелами для пушек образца 1931 г. В результате отсутствия артиллерийских выстрелов эти системы отводились в тыл. Ощущается недостаток в гранатах для 76-мм систем образца 1902/30 г.

Приложения<a name="05"></a><a href="#5">5</a>: № 1 – Боевой и численный состав.
№ 2 – Потери за период боев.
№ 3 – Пополнение вооружением.

Начальник артиллерии 8-й армии
полковник Ивин

Начальник штаба артиллерии 8-й армии
полковник Иванов

Ф. 344, оп. 4231с, д. 2, лл. 16, 17.

<a name="4"></a><a href="#04">4</a> Так в документе.

<a name="5"></a><a href="#05">5</a> Приложения в настоящем выпуске Сборника не публикуются.


Сборник боевых документов Великой Отечественной войны. Выпуск 34.

Примечания

  1. Документ публикуется с сокращением. Опущены сведения о потерях материальной части артиллерии.
  2. В документе – «среди».
  3. Так в документе.