Сектантство на перепутьи (Красиков)

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Сектантство на перепутьи
автор Пётр Ананьевич Красиков
Источник: Пётр Ананьевич Красиков. Избранные атеистические произведения. — Москва: Мысль, 1970. — С. 215—220. • Впервые статья была опубликована в № 51 газеты «Безбожник» от 9 декабря 1923 г. Статья написана по поводу Всероссийского съезда баптистов в Москве в декабре 1923 г.

В 1920 г. я писал, обращаясь ко всем искренним сек­тантам, в частности баптистам, разоблачая буржуазную реакционную программу того руководства их вождей, которая тогда, в эпоху борьбы с Врангелем, ярко сказы­валась во всех их руководящих писаниях (в частности, в их органе «Слово истины»). Там я рекомендовал рядовым искренним баптистам дать себе отчет в том, что руководство их вождей есть руководство на пользу Врангелям и всемирному союзу капиталистов. Их вож­ди до сих пор умеют под религиозной маской непротив­ленчества затемнять и задерживать развитие сознания многомиллионных, еще религиозно настроенных масс сектантства, этих простых, еще темных, обманутых лю­дей. Они отвращают их от всемирной борьбы рабочего класса за свою диктатуру.

Я писал об их вождях, об этих специалистах от бо­гословия, сознательно или по неразумию заинтересо­ванных в крахе пролетарской революции в угоду все­мирному капиталу, отпускающему на религиозную про­паганду огромные суммы английского и американского золота и той «божественной» макулатуры, какую фаб­рикуют в огромном количестве на потребу русских рабо­чих и крестьян заграничные, а иногда, увы! и русские типографии и писаки, агенты всемирного капитала.

Я рекомендовал искренним сектантам пересмотреть даваемые им от американских и английских буржуаз­ных организаций, выгодные врагам Республики лозун­ги, перетряхнуть штабы своих руководителей, редакто­ров и проповедников и их программы именно с этой, самой важной, классовой точки зрения. Успешная борь­ба рабочих и крестьян против капиталистов всего мира открыла многим и многим трудящимся глаза, в том числе и сектантам. Так, евангелисты на своем последнем съез­де довольно определенно высказали свое отношение к Советской власти и к защите Республики в положитель­ном смысле. Конечно, это сильно не нравится загранич­ной клике «христианнейших» капиталистов. И у нас, в Республике, несомненно, агенты их должны будут упот­ребить все средства, чтобы так или иначе постараться ос­лабить, аннулировать среди масс сектантства впечатле­ние от резолюций и постановлений съезда евангелистов по вопросу о защите Республики и об отношении к дикта­туре пролетариата, о строительстве безэксплуататорской жизни. Как выскажутся по этим вопросам баптисты на ныне происходящем их съезде, покажет ближайшее бу­дущее. Но уж если кому-нибудь трудно отрицать защи­ту диктатуры рабочих и крестьян и ее государственных задач, то именно вождям баптистов.

В прошлом, при царизме, эти люди занимали по от­ношению к Романовской шайке и к мировой войне са­мую раболепную, самую гнусную позицию.

Аршинными буквами, не щадя бумаги и типограф­ской краски, «проповедники» и «благовестники» писали царю на его призыв помогать ему в войне буквально сле­дующее: «Слышим, царь-батюшка, слышим! Не отойдем от тебя! Боже царя храни! Никогда не забудем день 20 июня в Петрограде, когда вместе с многотысячной толпой мы с певчими «Дома Евангелия» и друзьями стояли у Зимнего Дворца, ожидая выхода государя и государыни... во многих из наших общин в течение все­го этого времени восходили горячие молитвы за госу­даря».

Дальше приказ: «во всех общинах собрать членов и их детей (!) и всех прихожан для искренней молитвы о государе императоре, императрице, цесаревиче и т. д. и благословения всей нашей Родины во время мировой войны»... писать адреса такого содержания: «мы, ниже­подписавшиеся, повергаем к стопам Ваших император­ских величеств наши верноподданнические чувства по случаю второй отечественной войны и возносим молитвы к всевышнему богу о даровании нашей Родине помощи и милости божией»...

«В настоящее военное время, когда многие из наших братьев в рядах действующей армии, мы рады доказать тебе нашу преданность и любовь».

Это отношение баптистов к царизму выявилось с пол­ной откровенностью в знаменитом их воззвании от 1 сен­тября 1914 г., разосланном всем общинам баптистским и всему миру в № 9 за 1914 г. в журнале их, называю­щемся «Гость».

Воззвание это было рабским ответом вождей баптиз­ма на призыв Николая Кровавого помогать ему в импе­риалистической войне за интересы французского и ан­глийского капитала. В свою очередь оно было призывом ко всем своим «пасомым» ими общинам молиться о кро­вавом царе, о всей его Романовской шайке, и в особен­ности о знаменитом башибузуке Главнокомандующем.

Кроме этих молитвенных невесомых ценностей все общины вообще и каждый баптист в частности призы­вались возможно больше собрать в пользу царя рублей по специально составленному вождями баптизма подпи­санному листу-воззванию. Какие слова и чувства нахо­дили по адресу Романовской шайки вожди баптизма, можно видеть из этого замечательного текста, подпи­санного 1 сентября 1914 г. всеми выдающимися пропо­ведниками, наставниками и «апостолами» баптизма...

Так вот каким «духом» были исполнены вожди, ре­дакторы, проповедники и наставники баптизма в эпоху хозяйничанья в России Романовской шайки и во время ее грабительских, империалистических войн. И нельзя, конечно, сказать, что это отношение к защите всеми средствами эксплуататорского строя не вытекало из их официального исповедания веры.

Переизданный в 1918 г. без всяких изменений «Сло­вом истины» катехизис баптистов под названием «Ис­поведание веры общин, обыкновенно называемых бап­тистами», излагает все их богословские догматы: о пи­сании, боге, грехе, искуплении, крещении, о втором при­шествии и т. д. в полном согласии по существу со всей церковной поповской догматикой, со всеми тысячелетни­ми суевериями, которыми до сих пор морочатся головы темных людей богословами всех религий. Чего-либо по­хожего хотя бы даже на ходячие фразы о «христиан­ском социализме», общем благе, о каком бы то ни было отрицании устоев помещичьей, капиталистической соб­ственности и власти и ее законов не только нет и на­мека в платформе баптизма, но даже, наоборот, эксплуататорский строй объявляется установленным са­мим богом.

Баптисты считают своей обязанностью молиться за правительство, нести военную службу, давать присягу и принимать правительственные должности (см. стр. 9 катехизиса). При переиздании этого катехизиса в 1918 г. вожди баптизма совершенно игнорировали социальный переворот и не изменили своих буржуазных и монархи­ческих взглядов ни на одну йоту. И в дальнейших писа­ниях («Слово истины») они стояли на точке зрения от­рицания рабоче-крестьянской революции и рассматрива­ли советский строй как временное несчастье, посланное за грехи. В эпоху гражданской войны все симпатии вождей и учителей баптизма были на стороне старого уклада жизни, старых властителей жизни. Против унич­тожения Врангеля они высказывались под прикрытием своих старых дикарских догматов о душе и искуплении (см. мой разбор журнала «Слово истины» в ст.: «Ведают ли, что творят?») и толстовских богословско-анархиче­ских теорий непротивления злу.

Конечно, наличность среди низов баптизма хотя и мелкобуржуазных, но все же трудовых, деревенских обывателей и городской бедноты, успехи и выгоды для них советского строительства и диктатуры пролетариа­та, становящиеся с каждым днем настолько морально и материально неоспоримыми в глазах трудовых низов сектантства, приводят к тому, что все эти вожди, проповедники и учителя жизни, подобно православной церкви, вынуждены более или менее быстро изменять свою антисоветскую и антикоммунистическую ориентацию, по крайней мере официально, под угрозой утраты своего авторитета и влияния в глазах доверявших им до сего времени и обманываемых ими темных масс. Кто из них вольно, кто невольно, это уж пусть разберут сами тру­дящиеся-сектанты.

Первыми, признавшими полностью моральность, ве­личие и жизненность великого переворота, были те сек­тантские рационалистические, чуждые поповству и ми­ровой буржуазии, группировки, кои уже при царизме и в борьбе с ним пришли к выводу и действиям хотя и под религиозной оболочкой, но практически, в области коммунистического строительства жизни, сближавших их с ныне государственно поставленными и проводимы­ми задачами рабочего класса.

Таковы частью духоборы, частью молокане, «Но­вый Израиль».

На состоявшемся в сентябре месяце 1923 г. своем всесоюзном съезде евангелисты также высказались за полное признание Советской власти и всемерную ее поддержку. Агитацию против отбывания воинской по­винности в Советской России они категорически при­знали не только недопустимой, но признали военную службу гражданской обязанностью. Они заклеймили заграничную эмиграцию. Совершенно отчетливо харак­теризовали рабоче-крестьянскую Республику как Респу­блику трудящихся, находящуюся в капиталистическом враждебном окружении, что требует от трудящихся выс­шего напряжения сил. Евангелисты высказались за то, что отказ от военной службы должен быть пропагандируем только в капиталистических странах, враждебных Советской России, т. е. совершенно не одобрили и разоблачили предательскую линию поведения тех, называющих себя российскими евангелистами, христианами или баптистами, кои на Стокгольмском съезде пытались про­вести от имени русских сектантов огульно директиву об неучастии в войне. Ведь ясно, что подобная директива была бы на пользу только врагам Советской Республи­ки: как известно, баптисты всех эксплуататорских империалистических стран Антанты и Америки нигде ни в догматах, ни фактически не проповедуют и по законам буржуазных стран, конечно, не смеют проповедовать от­каза от службы в буржуазных войсках.

В последнюю очередь, по-видимому, придется выска­заться об отношении к Советской власти русским бап­тистам, съехавшимся на свой съезд в Москве в начале декабря месяца.

До победы рабочих и крестьян позиция вождей этой секты в вопросе о защите рабоче-крестьянского Отечест­ва была совершенно определенной, т. е. архимонархической и архиимпериалистической.

Может ли даже возникнуть какое-либо сомнение в необходимости защиты рабоче-крестьянского Отечества у тех людей, которые с таким азартом под предлогом защиты капиталистического отечества защищали и при­зывали своих «пасомых» всеми силами защищать инте­ресы царей и капиталистов в мировой бойне, устроен­ной монархами и капиталистами, если только они не желают оказаться явными или тайными врагами Со­ветской власти?

Всякий искренний трудящийся человек среди бап­тистов, всякий, кто не хочет защищать интересы капи­талистов всего мира, всякий не желающий играть роль агента Антанты или американской буржуазии, имеющей задачей ослабить стойкость защиты государства рабо­чих и крестьян, не найдет возможным проявить какое- либо даже сомнение в этом вопросе, тем более что у баптистов никогда и нигде и при царизме или в буржу­азных странах Запада и Америки в числе их религиоз­ных догматов не фигурировал догмат об отказе от ка­ких бы то ни было государственных повинностей, в том числе военной.

Спешно изменять свое учение теперь, после социаль­ной революции, живя в Советской России, отрицать защиту социалистического Отечества в какой бы то ни было, хотя и самой замаскированной форме — это зна­чит обнаружить свое вольное или невольное подчинение директивам врагов рабоче-крестьянского государства. Однако, как показали шаги некоторых русских сектан­тов на съезде баптистов за границей, есть данные, пока­зывающие, что искренним трудовым элементам, если таковые имеются в баптизме, следует быть на страже, как бы снова и снова руководство их верхушек всецело не оказалось, как это, несомненно, случилось, между про­чим, в 1914 г. и было в течение всей борьбы трудящих­ся, руководством слепцов или волков в овечьей шкуре.

Ближайшее будущее это покажет.