Сказание о Щилове монастыре в Великом Новгороде

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
“Повесть о посаднике Щиле”, “Сказание о Щилове монастыре, еже в Великом Новеграде”, “Повесть, содеяшася в Великом Новеграде, о избытии изо ада посадника Шила”, “О создании Шилова монастыря”, “Чудо о новгородском посаднике Шиле”
автор неизвестен
Дата создания: XV — нач. XVI. Источник: Ф. Буслаев. Исторические очерки русской народной словесности и искусства /1861 год / т. II, с. 58–59 / Сказание о Щилове монастыре в Великом Новгороде/ русский текст в переводе Буслаева • перевод на русский язык сделан Буслаевым с рукописи Синодальной библиотеки № 830 Л. 498 и следующий.

Посадник Щил приготовляет для себя гроб и саван.

Сказание о Щилове монастыре в Великом Новгороде

При Архиепископе Иоанне жил в Новгороде некоторый посадник по имени Щил. Был он очень богат и имел одного только сына. Новгородские купцы приходили к нему и занимали у него на свою торговлю деньги, с процентами по одной деньге на 14 гривен на 4 деньги. И накопилось от этих процентов у Щила великое богатство, которое усердствовал он пожертвовать на сооружение храма, а себе на покоище. Архиепископ благословил его на доброе дело, сам положил камень в основу храма, и был чествуем на богатом пиру, данном по этому случаю щедрым посадником. Быстро шла постройка каменной церкви во имя Покрова Пресвятой Богородицы; а Архиепископ между тем, читая правила Св. Апостолов и Св. Отцов, начал умом своим негодовать, что дал Щилу благословение на сооружение церкви, потому что посадник приобрел богатство от лихвы. А постройка была уже окончена, и Щил, приготовив другой пир, явился к Архиепископу с известием о благополучном совершении начатого дела. Тогда Архиепископ, исповедавши Щила наедине, узнал, что церковь сооружена на сумму, приобретенную лихвою, и потом сказал ему: «обманом взял ты от меня благословение! Ступай же теперь домой, и вели устроить у здания своего в стене гроб, возьми сорочку и саван и всё, что нужно на погребение мертвым, исповедайся отцу своему духовному, и ляг во гроб, и вели над собою отпеть надгробное пение. Тогда Господь Бог, ведающий тайны сердец наших, что благоизволит, то и сотворит, а я отправлюсь на освещения сооруженного храма».

Плача и рыдая воротился Щил домой, и немедленно исполнил повеленное Архиепископом. И когда пели над ним надгробное пение, он, лежа во гробе, внезапно заснул и почил, и тотчас же, вместе с гробом, исчез перед певшими, а на том месте очутилась бездонная пропасть. Прибыв на освещение церкви, Архиепископ увидел это страшное зрелище и был в великом ужасе. Потом иконописцу велел написать красками на стене Ад, а на дне Адском — Щила в гробу, а неосвященную церковь велел запечатать, ожидая изволения Божия.

Безутешный сын Щилов, скорбя и сетуя о внезапном лишении своего отца, приходит к Архиепископу за советом и помощью в великой беде. Архиепископ, для спасения души отца его, велел ему в посте и бдении пребывать, и в течении сорока дней ежедневно у сорока церквей сорокоусты заказывать и панихиды петь, а нищих в городе и по монастырям и на распутьях милостынею довольствовать. Сын Щилов исполнил всё по повелению святителя. Тогда этот последний тайно посылает Архидьякона отпечатать ту церковь, посмотреть изображение, и донести о виденном. Архидьякон увидел на стенном писании Щила в гробу, но головою уже вне Адской пропасти. После того сын этого грешника должен был тем же порядком ещё сорок дней молиться о спасении души своего отца. Опять был послан Архидьякон посмотреть стенное письмо, и донес Архиепископу, что Щил в гробу’ и с гробом вне Ада до пояса. Ещё сорок дней проведены были в тех же благочестивых подвигах. И только тогда посланный Архидьякон увидел Щила в гробу всего вне Ада. После того Архиепископ, удостоверившись в спасении души Щила, собор пел над его гробом и освятил церковь. И с того времени устроился там монастырь, именуемый Щилов, который и доныне стоит. Иные говорять — присовокупляет повествование — что моление о души Щиловой совершалось в течении трех лет, по сту литургий на день.

Ссылки[править]