Сказки и легенды пушкинских мест (Чернышёв)/Путешествие солдата

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Сказки и легенды пушкинских мест
Путешествие солдата
 : № 84
Из сборника «Сказки и легенды пушкинских мест». Источник: Сказки и легенды пушкинских мест: Записи на местах, наблюдения и исслед. В. И. Чернышева. — Лит. памятники. — М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1950.

Задумал один солдат домой убежать из армии, потому что долгое время служил и соскучал по родным и знакомым. И пошел он домой на родину. Идет день и другой, неделю, вторую и так дальше. И вот, идет он лесом дремучим и видит: впереди охотник прицеливается из ружья куда-то вдаль. Стоя прицелится, и с колена, и ляжет, и все ему неловко. В это время подходит солдат к нему, поздоровался и спрашивает: «Куда ты так долго прицеливаешся?» Охотник ему отвечает: «А вот куда, братец ты мой, за тридевять земель, в тридесятом царстве есть большая поляна, на той поляне стоит трехсотлетний дуб, а на том дубу сидит муха, и я вот хочу мухе прострелить левый глаз. И вот я охочусь на таких зверей, как на мух, комаров, стрекоз и т. д., и, настреляя таких зверей, ношу в город и продаю в коллекцию и, таким образом, зарабатываю себе кусок хлеба». Охотник, обрисовав свою жизнь солдату, спрашивает ево в свою очередь: «А ты что за человек и чем занимаешься?» — «Я есть солдат и гуляю по белу свету и больше тебя видал, чем ты в лесу охотивши на мух, комаров, стрекоз и т. д., пойдем лучше со мной, — больше узнаешь, что творится на белом свете».

Охотник, недолго думая, согласился пойти с солдатом, и пошли вдвоем. Идут они так лесом, и вдруг неожиданно встречают человека, идущего им навстречу на одной ноге, а вторая нога у него положена на правое плечо. Собою он был высоково роста. Когда он с ними поровнялся, солдат ево и спрашивает: «Почему ты на одной ноге идешь, ведь неловко, чем на двух ногах. Или же ты с ума сошел и потому ходишь на одной ноге?» Этот человек ему отвечает: «Я с ума не сошел, а почему на одной ноге хожу, потому что мне на двух ногах ходить неинтересно. Если я пойду на двух ногах, то сделаю сто или приблизительно шагов. Я обойду весь белый свет кругом и ничево не увижу, потому и хожу на одной ноге». Солдат пригласил ходока на одной ноге итти с ним. Он согласился, и пошли они втроем. Идут они втроем и разговаривают каждый про свою жизнь. Вдруг они встречают молодого парня, у которого шапка на голове надета, как ермолка, и чуть держится на голове, готовая каждую секунду упасть с головы. Когда он с ним поровнялся и поздоровался, солдат ему и говорит: «Брат, да надень ты шапку получше, а не то ты на своем быстром ходу ее утеряешь». Этот парень ему и говорит: «Нельзя мне шапку надеть, как полагается, потому что сразу будет сильный холод и мороз». Солдат ему и говорит: «А ну-ка, попробуй во время июля месяца нагнать на нас мороз». Молодой парень и говорит: «А ну, смотрите». Начал он шапку надевать глубже на голову, стало холодней, и, когда он надел шапку совсем за уши, вдруг на деревьях появился иней и на земле снег. Тогда солдат и говорит: «Довольно с твоево фокуса, а то ты нас совсем заморозишь». Этот парень снял шапку, и вдруг стало опять тепло, как и было. Солдат пригласил этово парня итти с ним и говорит ему: «Чем ходить тебе одному, с нам будет веселее». Он согласился, и пошли они четыре бездомных души все вместе.

Идут так они лесом четыре братца, разговаривая между собою. И вдруг услыхали они впереди сильный шум и хряск. Они на минуту остановились и испугались и стали между [собою] разговаривать, что мы наткнулись на зверей и теперь нам погибель. Но солдат ободрившись и говорит им: «Пойдем, братья, вперед, что будет хорошо или плохо, но не поворачивать назад». Пошли вперед и видят они: молодой парень в красной рубахе, голубых штанах, без шапки, засучивши рукава, ломает и вырывает с корнями столетние дубы и носит их в одно место и кладет. Когда они подошли к нему, поздоровались, солдат и спрашивает: «Что ты делаешь?» Он им и говорит: «Сегодня утром мать моя разбудила меня и говорит: «Сынок, дровишек у меня нет печку истопить, сходи в лес за дровами», и вот я пришел за дровами». И куча дров у него была наложена обширнее и выше трехэтажново дома. Солдат ему говорит: «Брось ты свою лесную и запечную жизнь, пойдем с нами». Он, недолго думая, согласился и пошел с ним. И так пошли они пять отрадных мальчиков.

Идут они лесом впятером. Вдруг поднялся сильный ветер и превратился в бурелом. Они с большим трудом пошли против сильново бурелома вперед. И что же они увидели — стоит громадный сильный парень у дерева, левым плечом впершись в дерево, правая ноздря в носу у него заткнута пальцем, а в левую дул, и такой сильный вихрь выходил у него из левой ноздри. Когда подошли к нему, поздоровались. Солдат и спрашивает: «Что ты делаешь?» Он отвечает: «Я есть мельник, работаю у богатово мужика, вон посмотрите, взлести на это дерево, вон в ту сторону, верст двадцать пять отсюда, стоят на горе пять ветряных мельниц. Я отсуда на них дую из левой ноздри. Крылья у них крутятся, там мужики засыпают в жернова зерно, мелится мука, и везут домой». Солдат и говорит: «Пойдем с нам». Он согласился, и пошли они шесть на все руки ребят.

Идут они и приходят в город — столицу Задонсково царства. В этой столице жил царь и имел дочку красивую. И давно он хочет ее отдать замуж, но только за тово человека, чтобы который обогнал пешим ходом его дочку, не считая рода и звания.

Когда солдат услыхал со своей братией про такое дело, он сразу явился к царю и заявил, что, мол, я желаю состязаться с вашей дочкой. Царь дал согласие и объявил в этом свою дочку. Она дала согласие, и они вместе с солдатом решили на другой день выйти на бега. На следующий день солдат выходит со своей братией на место бегов или плац. И выходит царь со своей свитой и царская дочка. Когда солдат увидал царскую дочку, он испугался и говорит своему ходоку на одной ноге, чтобы он бежал с ней. Одна нога дала согласие, и вот они по команде побежали. На одной ноге царскую дочку обогнал еще только что бежавши в противоположный конец и обратно добежал до половины и лег отдохнуть, а царская дочка еще не добежала и до половины. Одна нога как лег, так сразу и заснул. Царская дочь добежала до конца, обратно прибежала к спящему одной ноге и потрясла ево за нос, а он спит. Тогда охотник, обращаясь к солдату, говорит: «Моя обязанность ево разбудить». Берет ружье, прицеливается и стреляет, как раз попадает в самый кончик носа. Одна нога просыпается, вскакивает и бросается бежать не вперед и не к финишу, а назад. Добежал до конца и обратно, пришел первым, а царская дочка — вторая. Ему, как победителю бегов, раздались похвалы и рукоплескание, а царской дочке — позор и унижение за столь многолетние победы на бегах.

Царь придумал ловушку, чтобы от таково грязново и чумазово зятя избавиться. Он им и говорит: «Вас нужно сначале в бане выпарить и умыть, а потом и свадьбу играть». Солдат и братья согласились итти в баню. Царские слуги повели их в баню. Приводят к бане, баня вся чугунная, и говорят им — входите теперь сами в баню, для вас все в бане приготовлено: мыло, веники, мочалки, теплая и холодная вода. Когда они вошли в баню, слуги сразу баню закрыли на замок и кричат дворникам, чтобы те везли скорее дров. Когда дворники привезли дров, сразу развели костер под баней и стали быстро нагревать баню. Тогда солдат и видит, что они влетели в ловушку и что от них избавиться хотят, сжечь живьем, как в котле. Баня стала нагреваться, что называется, докрасна. Тогда парень-мороз и говорит: «А что, ребята, вам я вижу жарко, тогда я поохлажу немного». И стал он шапку надевать, и баня начала остывать, и когда он надвинул шапку за уши, то дрова под баней погасли, и баня покрылась инеем. И слуги от сильново мороза попадали на землю и говорят: «Оставьте нас живых, и мы вас выпустим из бани». Тогда мороз прекратился, и выходят они из бани и говорят царю, что в вашей бане холодно.

Тогда царь им и говорит: «Возьмите с меня, что хотите золота и всяких драгоценностей, а дочку я за вас замуж не отдам». Они согласились, и матушкин сынок нашел большой мешок и говорит: «Вот царь дай мне только одну ношу, и дочка тогда с тобой останется». И начали в этот мешок деньги из царских банков всыпать. Все деньги всыпали, начали хлеб. Хлеб весь из государства всыпали, начали скот, и скот весь взошел в мешок и весь лом, железо.

Тогда силач берет мешок на плечи, и пошли они из города, и отошли они верст 50 и остановились отдохнуть, а царь в это время выслал за ними погоню, чтобы отнять от них мешок с деньгами, хлебом, скотом и прочим. А погоня немалая, только одна дивизия каварелии [так!]. И вот отдыхавши они заметили погоню и говорят, что мы теперь погибли. Но мельник им и говорит: «Пускай только они поближе подъедут, я их подниму на воздух». И начал он из левой ноздре на каварелию поддувать, и стали они подниматься на воздух, и по воздуху они летали над их головам, а достать их не могут. Тогда командир каварелии, седой генерал, и говорит, что я во многих войнах был и всегда выходил победителем, и таких чертей не видывал, как вас, что вы все с государства взяли и вложили в один мешок, и теперь наше государство осталось голое и голодное вместе с царем. И прошу я вас, опустите вы нас на землю и отпустите живым и пускай вам все, что у вас в мешке взято с царя за выкуп дочки.

Тогда мельник тише начал дуть и опустил их на землю, и каварелия умчалась обратно в город. И генерал сказал, что их и никакая сила не возьмет.

И пошли шесть молодых ребят гулять по белу свету со своими деньгами, хлебом, скотом-мясом. И гуляли до тех пор, пока все прогуляли и после разошлись каждый по своей дороге и стали жить каждый по себе. Конец.