Страница:Австро-сербский фронт войны.pdf/24

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница была вычитана



Но очевидно, Австро-Венгрія настойчиво, шагъ за шагомъ, рѣшила осуществить заранѣе преднамѣченный планъ. Почему послѣ убійства Императрицы Елизаветы въ Женевѣ вѣнскій кабинетъ не предъявлялъ Швейцаріи требованій о производствѣ слѣдствія австрійскими судьями? И почему вдругъ по отношенію къ Сербіи онъ счелъ нужнымъ настаивать на этомъ, попирая основы международныхъ «приличій».

Война съ Сербіей и не столько съ Сербіей, сколько въ лицѣ ея со всѣмъ тѣмъ, что лежитъ за предѣлами «австронѣмецкаго», была предрѣшена давно. За спиной Австро-Венгріи другая болѣе сильная держава — Германія держала наготовѣ вооруженный мечъ. Сербія должна была или покориться или быть вовлеченной въ войну.

Теперь послѣ опубликованія дипломатическихъ документовъ, выясняющихъ закулисную роль кайзера Вильгельма, извѣстно, какъ приводились въ движеніе изъ Берлина главныя пружины всей политики.

Еще въ первые дни послѣ сараевскаго убійства, когда трудно было предсказать, въ какую обще-европейскую трагедію могутъ развернуться событія, когда стремленія всѣхъ заинтересованныхъ державъ сходились въ одномъ желаніи сохранить европейскій миръ, — нѣмецкая печать уже проявляла признаки воинственнаго безпокойства. Объ австро-венгерскихъ требованіяхъ не было еще и рѣчи, а оффиціозныя нѣмецкія заявленія гласили, что Германія, потерявшая въ Сараевѣ друга и союзника, окажетъ поддержку всѣмъ шагамъ, которые будутъ предприняты Вѣной. Берлинскія газеты не стѣсняясь называли вещи ихъ собственными именами, — предлагали раздавить Сербію. Выражалось сожалѣніе, что это не было сдѣлано ранѣе. Высказывалось настоятельное требованіе, чтобы «Бѣлградское осиное гнѣздо» было, наконецъ, уничтожено.

Въ телеграммахъ отъ 27 іюня изъ Берлина сообщается, изъ оффиціальныхъ источниковъ, что Германія рѣшила поддержать при всѣхъ условіяхъ требованія, которыя предъявить Австрія къ Сербіи и самымъ неуклоннымъ и рѣшительнымъ образомъ будетъ настаивать на томъ, чтобы эти требованія были выполнены точно, безъ остатка. «Если бы Россія и Франція попытались побудить Сербію къ сопротивленію, или

Тот же текст в современной орфографии


Но, очевидно, Австро-Венгрия настойчиво, шаг за шагом, решила осуществить заранее преднамеченный план. Почему после убийства императрицы Елизаветы в Женеве венский кабинет не предъявлял Швейцарии требований о производстве следствия австрийскими судьями? И почему вдруг по отношению к Сербии он счел нужным настаивать на этом, попирая основы международных «приличий».

Война с Сербией и не столько с Сербией, сколько в лице ее со всем тем, что лежит за пределами «австронемецкого», была предрешена давно. За спиной Австро-Венгрии другая более сильная держава — Германия держала наготове вооруженный меч. Сербия должна была или покориться или быть вовлеченной в войну.

Теперь, после опубликования дипломатических документов, выясняющих закулисную роль кайзера Вильгельма, известно, как приводились в движение из Берлина главные пружины всей политики.

Еще в первые дни после сараевского убийства, когда трудно было предсказать, в какую общеевропейскую трагедию могут развернуться события, когда стремления всех заинтересованных держав сходились в одном желании сохранить европейский мир, — немецкая печать уже проявляла признаки воинственного беспокойства. Об австро-венгерских требованиях не было еще и речи, а официозные немецкие заявления гласили, что Германия, потерявшая в Сараеве друга и союзника, окажет поддержку всем шагам, которые будут предприняты Веной. Берлинские газеты не стесняясь называли вещи их собственными именами, — предлагали раздавить Сербию. Выражалось сожаление, что это не было сделано ранее. Высказывалось настоятельное требование, чтобы «белградское осиное гнездо» было, наконец, уничтожено.

В телеграммах от 27 июня из Берлина сообщается, из официальных источников, что Германия решила поддержать при всех условиях требования, которые предъявить Австрия к Сербии и самым неуклонным и решительным образом будет настаивать на том, чтобы эти требования были выполнены точно, без остатка. «Если бы Россия и Франция попытались побудить Сербию к сопротивлению, или