Страница:Автобиографические записки Ивана Михайловича Сеченова (1907).pdf/190

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница была вычитана


Бекетова, бывалъ у Дм. Ив. Менделѣева, Ѳед. Ѳом. Петрушевскаго и проф. Поссе. Кромѣ того, познакомился съ семьями Ал. Ник. Пыпина и Над. Вас. Стасовой.

Понятно, что моя внѣ-университетская жизнь протекала преимущественно дома и въ кругу родныхъ за невиннымъ бездѣльемъ въ видѣ безденежнаго винта, чтенія литературныхъ новостей и даже хорового пѣнія, благо старшій Крыловъ зналъ множество веселыхъ русскихъ пѣсенъ, а братъ Рафаилъ былъ большой любитель пѣнія. Не далѣе какъ еще въ прошломъ году (1903) Никол. Алекс. Крыловъ, проѣздомъ черезъ Москву, соблазнялъ меня пріѣхать въ Петербургъ на пѣвческій вечеръ.

Вспоминая эту жизнь въ кругу родныхъ, не могу не вспомнить слѣдующаго обстоятельства. Въ молодости въ инженерномъ училищѣ я усердно занимался математикой, но по выходѣ изъ него совсѣмъ забросилъ ее — сначала изъ-за медицины, изученіе которой длилось 9½ лѣтъ (6 лѣтъ въ университетѣ и 3½ года за границей), потомъ изъ-за ежедневныхъ физіологическихъ работъ, не требовавшихъ ничего, кромѣ самыхъ элементарныхъ математическихъ знаній. Тѣмъ не менѣе время отъ времени на душѣ появлялось сожалѣніе, что все, что пріобрѣталось нѣкогда въ молодости такъ легко, давнымъ-давно заглохло. Въ годъ, когда Алекс. Мих. Ляпуповъ кончалъ курсъ на математическомъ факультетѣ Петербургскаго университета, я соблазнился, наконецъ, возможностью вспомнить, при его помощи, давно забытое и сталъ брать у него уроки, занимаясь рядомъ съ этимъ самостоятельно по учебникамъ Шлёмильха. Въ годъ я одолѣлъ учебникъ Шлёмильха по высшему анализу, но дальше не пошелъ — опять засосали физіологическія работы, а можетъ быть, и потому еще, что былъ уже старъ для движенія по новымъ рельсамъ.

Изъ другихъ событій этого періода петербургской жизни приведу еще два: исторію съ академіей наукъ и исторію съ званіемъ заслуженнаго профессора.

Выше было сказано, что, благодаря рекомендаціи одесскаго попечителя Голубцова, Дм. Андр. Толстой отнесся ко мнѣ очень дружелюбно и перевелъ меня въ Петербургъ. Здѣсь въ первые годы его благорасположеніе очевидно продолжалось, потому что разъ я удостоился вмѣстѣ съ проф. Орестомъ Мюллеромъ чести быть приглашеннымъ къ нему на обѣдъ, гдѣ мы оба имѣли, впрочемъ, видъ не дорогихъ гостей, а оглашенныхъ, такъ какъ хозяйка дома[1], кивнувъ намъ издалека головой, во весь обѣдъ не удостоила насъ

  1. Дочь знаменитаго кіевскаго сатрапа Бибикова.