Страница:Азаревич Д. И. Система римского права. Т. I (1887).pdf/279

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница была вычитана
273

права: к основанию иска присоединяется повод к иску и только в этом смысле говорится, что actio nata est, иск родился. Этот смысл иска и выражает определение источников: nihil aliud est actio, quam jus quod sibi debetur judicio persequendi[1], т. е. иск есть право преследования судом того, что считаем себе должным.

Против высказанного воззрения на значение иска, как атрибута материального права, сливающегося с ним неразрывно, нередко возражают, доказывая, что иск есть нечто придаточное к праву, вытекающее из какого-либо особого юридического факта. Так, по мнению Савиньи (System 5 § 204, 205, также Wetzell. Syst. § 5), actio есть новое право, родившееся из нарушения права. По мнению других писателей, исковое право независимо от существования материального права, которое всегда до приговора сомнительно (Plosz. Theorie d. Klagerechts, p. 14, 32); другие, наконец, самостоятельность искового права от материального права доводят до того, что не замечают между ними связи даже в притязании истца на определенное право (Muther. Actio §12, ср. Windscheid. Die Actio d. röm. Civilrechts. 1856).

В истории, особенно римского, права наблюдаются явления, когда исковое право не совпадает с материальным правом. Так с одной стороны, римское право знало целый разряд исков, которые по самому их происхождению не были соединены с материальным правом, которым не отвечали существующие в действительности материальные права, признанные положительным правом. Так напр., интердиктами первоначально защищались отношения, не признанные правами в субъективном смысле. Но эти и подобные другие примеры только формально представляют иски без прав, по существу же самой защитой они указывают на признание, хотя и не органами цивильного права[2], в защищаемых отношениях правовой характер[3].

С другой стороны, многие права не имели искового права; осуществление их не могло быть преследуемо иском, напр., т. наз. естественные обязательства. Рассматривая внимательно подобные явления, нельзя не заметить, что данные права лишены иска по специальному предписанию положительного права; откуда следует, что исковое право в каждом материальном


  1. L. 51 D. 44, 7; pt. J. 4, 6.
  2. Praetor jus facere non potest.
  3. См. в учении о владении.
РИМСКОЕ ПРАВО.18