Страница:Азаревич Д. И. Система римского права. Т. I (1887).pdf/432

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница была вычитана
426

вовавших auctores[1]. Вне такого доказательства нельзя предполагать право собственности в лице истца в силу правила: nemo plus juris in alium transferre potest quam ipse habet.

Такое, иногда крайне затруднительное, доказывание средневековые писатели прозвали probatio diabolica. Но это затруднительное доказывание в большинстве практических случаев может быть устраняемо, а именно, при ссылке на выполнившуюся давность, вчинением actionis Publicianae in rem и interdicta possessoria (см. Vangerow. Pand. 1 § 332 п. 1. Тут же изложены и все воззрения, отступающие от принятого нами).

Согласно строгой правовой логике, недостаточно доказательства со стороны истца способа приобретения собственности в его лице: необходимо еще доказать, что в момент предъявления rei vindicationis он продолжает оставаться собственником. Но так как доказывание такого отрицательного факта, как ненаступление законного основания к прекращению собственности крайне затруднительно, а часто и невозможно, то положительное право выставляет praesumptio juris в пользу истца, так что на обязанности ответчика лежит доказать, что приобретенная истцом собственность была позднее им утеряна.

Если истец не докажет своего права собственности, то дело выигрывает ответчик, хотя бы он и не был собственником вещи, не мог бы привести никакого титула своему владению[2].

б) Касательно доказательства о нахождении вещи у ответчика[3] действовало правило, что если последний отвергает это и раз истец докажет факт этого нахождения, то ответчик без дальнейшего обязан выдать вещь истцу[4] и уже засим может выступать против истца с предъявлением на вещь своего собственного права. Из этого следует, что истцу по rei vindicatio выгоднее начинать с доказательства нахождения вещи у ответчика.

5) Присуждение по rei vindicatio состоит в судебном объявлении, что собственность на данную вещь принадлежит истцу и поэтому ответчик приговаривается in rem cum omni causa, т. e. к выдаче вещи со всеми добавочными принадлежностями ее, или к вознаграждению истца (id quod ejus interest); если ответчик не может возвратить вещь, но остается от-


  1. Pellat cit. р. 147 и след.
  2. L. 28 С. 3, 32.
  3. L. 36 pr. D. 6, 1.
  4. L. 80 D. 6, 1.