Страница:Аквилонов Е.П. О Посте. (1902).pdf/7

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница была вычитана


поста, особенно, когда подумаемъ, что жизнь нашего Спасителя и святыхъ имѣетъ для насъ не историческій только, но преимущественно религіозно-практическій смыслъ и значеніе. Вотъ почему пророкъ Божій, такъ неумолимо обличавшій мнимыхъ праведниковъ за соблюденіе только внѣшней стороны закона и требовавшій отъ нихъ внутренняго обновленія, не упраздняетъ, однако, первой, а только указываетъ ей должное мѣсто въ созиданіи богоугодной жизни (Іез. XI, 19, 20). Вотъ почему и Самъ Спаситель въ Своей обличительной рѣчи, направленной противъ книжниковъ и фарисеевъ-лицемѣровъ, за то, что они, платя десятину съ тмина, мяты и аниса, оставили важнѣйшее въ законѣ, судъ и милость и вѣру, не отмѣняетъ обращеннаго во зло обычая, а замѣчаетъ: «сія же (т. е. судъ и пр.) подобаше творити, и онѣхъ (т. е. одесятствованія) не оставляти» (Мат. XXIII, 23).

Если, такимъ образомъ, постъ необходимъ для всѣхъ, поскольку всѣ мы призываемся Господомъ къ вѣчной жизни, то спрашивается: въ соблюденіи поста должна ли господствовать строжайшая униформа, безразлично къ возрасту, состоянію и здоровью человѣка, или же существомъ дѣла совсѣмъ не требуется столь строгой дисциплины, а каждый призывается къ исполненію заповѣди о постѣ въ соображеніи данныхъ условій?

Самъ строжайшій подвижникъ, преосвящ. е. Ѳеофанъ рѣшаетъ поставленный вопросъ въ духѣ премудро-снисходительной христіанской аскетики. «Всѣ такіе (т. е. пощенія, моленія и пр.) подвиги и упражненія должно проходить каждому подвижнику въ особенномъ, къ нему примѣненномъ видѣ. Правила строятся изъ нихъ чрезъ приложеніе ихъ ко времени, мѣсту, лицу, обстоятельствамъ и пр. Это и должно быть сдѣлано каждымъ подвизающимся или самимъ, или подъ руководствомъ своего духовнаго отца» (Путь ко спасенію, стр. 228). Подобно тому, какъ лѣчебныя средства назначаются соразмѣрно съ возрастомъ, тѣлосложеніемъ и другими обстоятель-

Тот же текст в современной орфографии

поста, особенно, когда подумаем, что жизнь нашего Спасителя и святых имеет для нас не исторический только, но преимущественно религиозно-практический смысл и значение. Вот почему пророк Божий, так неумолимо обличавший мнимых праведников за соблюдение только внешней стороны закона и требовавший от них внутреннего обновления, не упраздняет, однако, первой, а только указывает ей должное место в созидании богоугодной жизни (Иез. XI, 19, 20). Вот почему и Сам Спаситель в Своей обличительной речи, направленной против книжников и фарисеев-лицемеров, за то, что они, платя десятину с тмина, мяты и аниса, оставили важнейшее в законе, суд и милость и веру, не отменяет обращенного во зло обычая, а замечает: «сия же (т. е. суд и пр.) подобаше творити, и онех (т. е. одесятствования) не оставляти» (Мат. XXIII, 23).

Если, таким образом, пост необходим для всех, поскольку все мы призываемся Господом к вечной жизни, то спрашивается: в соблюдении поста должна ли господствовать строжайшая униформа, безразлично к возрасту, состоянию и здоровью человека, или же существом дела совсем не требуется столь строгой дисциплины, а каждый призывается к исполнению заповеди о посте в соображении данных условий?

Сам строжайший подвижник, преосвящ. е. Феофан решает поставленный вопрос в духе премудро-снисходительной христианской аскетики. «Все такие (т. е. пощения, моления и пр.) подвиги и упражнения должно проходить каждому подвижнику в особенном, к нему примененном виде. Правила строятся из них чрез приложение их ко времени, месту, лицу, обстоятельствам и пр. Это и должно быть сделано каждым подвизающимся или самим, или под руководством своего духовного отца» (Путь ко спасению, стр. 228). Подобно тому, как лечебные средства назначаются соразмерно с возрастом, телосложением и другими обстоятель-