Страница:Акты, относящиеся к истории Южной и Западной России. Том 4.djvu/23

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница была вычитана

величеству, и посла задержали и хотимъ его послать къ царскому величеству къ Москвѣ. А гетмана Богдана Хмельницкого погребли въ Суботовѣ, августа въ 23 день.

На оборотѣ скрѣпа: Къ симъ своимъ роспроснымъ рѣчемъ Илѣйко Роколовъ руку приложилъ.

10. — 1657, августа 30. Письмо новоизбраннаго гетмана Войска Запорожскаго Ивана Выговскаго къ Кіевскому воеводѣ Андрею Бутурлину съ изъявленіемъ готовности служить вѣрно царю и съ изѣстіями о положеніи дѣлъ въ Украинѣ и сосѣдствѣ.

Божіею милостію великого государя царя и великого князя Алексѣя Михайловича, всеа Великія и Малыя и Бѣлыя Росіи самодержца и многихъ государствъ и земель восточныхъ и западныхъ и сѣверныхъ отчича и дѣдича и наслѣдника и государя и облаадателя, его царского величества, Иванъ Остаѳьевичь Выговскій, гетманъ Войска его царского величества Запорожского, окольничему и намѣстнику Коломенскому его царского величества Ондрею Васильевичю Бутурлину, брату моему любимому, доброго здоровья и счастливого пребыванья отъ Господа Бога вѣрне имѣти желаю.

Ани моя воля, ани промыслъ, также ни помышленіе о томъ было, чтобъ есмь имѣлъ быть надъ Войскомъ его царского величества Запорожскимъ старшимъ; но знать за волею Божіею Войско Запорожское поступаючи, совѣтными гласы на меня тотъ не такъ урядъ, какъ тяготу, возложили; а что я, по воли Бога всемогущаго, взявъ на себя, обѣщаю то по себѣ, какъ издавна, будучи писаремъ, великому государю царю и великому князю Алексѣю Михайловичю, всеа Великія и Малыя и Бѣлыя Росіи самодержцу, желатель былъ есмя и моимъ промысломъ всѣхъ до подданства привелъ есмь, такъ и нынѣ тѣмъ лутче о томъ промышляти буду, какъ бы въ належачемъ подданствѣ все Войско его царского величества Запорожское по вся времена пребывало; имѣю надежду, что будетъ его царское величество изъ моихъ услугъ довольствовать. А о вѣстяхъ твоей милости, брату моему любительному, доношу, что Татаровя и Турки то умыслили, чтобъ вмѣстѣ съ Ляхами на городы его царского величества наступили и вѣру нашу православную выкоренили, чего имъ Боже не допомогай, о чемъ намъ уже не поединократно воевода Волоскій и Мутьянскій объявляетъ; про однѣхъ Татаръ сказываюсь, что на Будятцкихъ поляхъ, а иные сказываютъ, что подъ Очаковомъ стоятъ, а гдѣ ни буди суть, однако полно того, что на насъ готовятся; а паша Селистрейской уже переправился, и нѣтъ вѣдома, чего ожидаетъ; я, установя нового кошевого гетмана, и приказалъ ему, чтобъ шелъ въ полѣ и на цереправахъ Татаромъ засажалися. Какая будетъ оттуду вѣсть, тогожъ часа твоей милости, брату моему любительному[1]. Ляхи какъ съ Ракоцею поступили и какъ ему измѣнили, посылаю списокъ милости твоей, брату моему, которую Кимъ Янушъ, гетманъ великій князя его милости Седмиградцкого, будучій въ неволѣ, до воеводы Молдавского писалъ. Король Казимеръ пошедъ было до Прусъ, но не вѣдаю для чего назадъ воротился къ Кракову и нынѣ добываетъ Вѣрца, гдѣ есть залога Свейская. А что милость твоя объявляешъ мнѣ о полномочныхъ послѣхъ его царского величества, о ближнемъ бояринѣ и намѣстникѣ Казанскомъ князѣ Алексеѣ Никитичѣ Трубецкомъ, да о окольничемъ и оружейничемъ и намѣстникѣ Ржевскомъ о Богданѣ Матвѣевичѣ Хитрово, да о думномъ дьякѣ о Ларіонѣ Дмитреевичѣ Лопухинѣ съ товарыщи, оторые

  1. Въ спискѣ пропущено слово: извѣщу.