товарыщи, изъ духовного и мирского всякого чину людей добрыхъ и знатныхъ вскорѣ; а какъ они тѣхъ людей къ нимъ, боярину и воеводамъ ко князю Алексѣю Никитичю съ товарыщи, изъ Красного пришлютъ, и они, бояринъ и воеводы, приведчи ихъ къ вѣрѣ, отпусмтъ безъ задержанья.
И апрѣля же въ 16 день бояринъ и воеводы князь Алексѣй Никитичь Трубецкой съ товарыщи и со всѣми великого государя ратными людьми изъ Смѣлой пошли къ Конотопу, и гетману Ивану Безпалому съ Черкасы велѣли итти съ собою вмѣстѣ, и пришли къ селу Подлипнѣ, отъ Конотопа въ трехъ верстахъ, апрѣля въ 18 день, и оставя обозы подъ тѣмъ селомъ Подлипномъ, апрѣля же въ 19 день съ государевыми ратными людьми пошли къ Конотопу для осмотру мѣстъ, гдѣ стать обозомъ блиско города.
И тогоже числа вышелъ изъ Конотопа Черкашенинъ и сказалъ, что де въ Конотопѣ измѣнникъ Гришка Гуляницкой, а съ нимъ Черкасы, а Татаръ де семь тысячъ стоятъ около Конотопа въ ближнихъ деревняхъ, и хотятъ де тѣ Татаровя приходить къ измѣннику къ Гришкѣ Гуляницкому съ товарыщи на помочь и съ государевыми ратными людьми дать бой. И бояринъ и воеводы князь Алексѣй Никитичь Трубецкой съ товарыщи послали на тѣхъ Татаръ головъ съ сотнями и рейтарскихъ полковниковъ стольника Венедикта Змѣева да Анца Георгъ Фанстробеля съ рейтары, и велѣли надъ Татары промышлять сколько милосердый Богъ помощи подастъ. И сотенные головы и полковники тогоже числа поворотились назадъ и сказали, что де Татаровя, увидя ихъ изъ деревни Поповки, побѣжали, и они де сотеные головы и полковникъ Анцъ Фанстробель, въ деревнѣ Попове перебрався черезъ переправу, за Татары ходили и Татаръ не сошли. А изъ города изъ Конотопа въ то время Черкасы выбрався, стояли на полѣ. И бояринъ и воеводы на тѣхъ Черкасъ посылали головъ съ сотнями, и тѣ Черкасы побѣжали въ городъ.
И апрѣля же въ 20 день, бояринъ и воеводы князь Алексѣй Никитичь Трубецкой съ товарыщи и со всѣми великого государя ратными людьми, съ конными и съ пѣшими и снарядомъ, пришли подъ городъ Конотопъ. И измѣнники зъ города учали по государевыхъ ратныхъ людехъ стрѣлять изъ пущекъ и изъ мелкова ружья. И бояринъ и воеводы князь Алексѣй Никитичь Трубецкой съ товарыщи, подъ городомъ устроясь обозы, велѣли полковникомъ и головамъ стрѣлецкимъ съ стрѣльцами и драгунскимъ полковникомъ съ драгуны вести къ городу шанцы и въ шанцахъ поставить нарядъ.
Да апрѣля же въ 21 день къ боярину и воеводѣ ко князю Алексѣю Никитичю пришли въ сходъ подъ Конотопъ товарыщи ево стольникъ и воеводы князь Ѳедоръ Куракинъ съ товарыщи и съ государевыми ратными людьми. И бояринъ и воевода князь Алексѣй Никитичь велѣлъ имъ стать подъ Конотопомъ по другую сторону города и, устроя обозы, вести къ городу шанцы жь и въ шанцахъ поставить нарядъ.
А въ Конотопъ бояринъ и воеводы князь Алексѣй Никитичь Трубецкой въ товарыщи къ измѣннику къ Гришкѣ Гуляницкому съ товарыщи послали листъ, а въ листу къ нимъ писали: по указу великого государя царя и великого князя Алексѣя Михайловича, всеа Великія и Малыя и Бѣлыя Росіи самодержца, его царского величества, посланъ онъ ближней бояринъ и намѣстникъ Казанской князь Алексѣй Никитичь съ товарыщи великого государя съ ратными людьми въ ево государевы Черкаскіе городы для успокоенія ихъ междоусобія и для унятія кроворозлитія; и они бъ, памятуя едино православную христіянскую вѣру и великого государя крестное цѣлованье и его великого государя къ себѣ премногую милость и жалованье и оборону