Страница:Андерсен-Ганзен 2.pdf/255

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница была вычитана



— Такъ рѣчь пойдетъ о поэзіи будущаго?

— Только не залетайте слишкомъ высоко!—сказала Болотница.—Тогда я и буду съ вами разговаривать. Вы только и бредите поэзіей, говорите только о сказкѣ, точно она всему міру голова! А она хоть и постарше всѣхъ, да считается-то самою младшею, вѣчно юною! Я хорошо знаю ее! И я когда-то была молода, а молодость, вѣдь, не то, что дѣтская болѣзнь. И я когда-то была хорошенькою лѣсною дѣвой, плясала вмѣстѣ съ подругами при лунномъ свѣтѣ, заслушивалась соловья, бродила по лѣсу и не разъ встрѣчала дѣвицу-сказку,—она вѣчно шатается по свѣту. То она ночуетъ въ полураспустившемся тюльпанѣ, то въ жолудѣ, то шмыгнетъ въ церковь и закутается тамъ въ крепъ, ниспадающій съ подсвѣчниковъ въ алтарѣ!

— Да вы очень свѣдущи!—замѣтилъ сказочникъ.

— Должна же я знать по крайней мѣрѣ съ ваше!—отозвалась Болотница.—Поэзія и сказка обѣ одного поля ягоды, и пора имъ обѣимъ убираться по добру по здорову! Ихъ теперь можно отлично поддѣлать; и дешево и сердито выходитъ! Хотите, я дамъ вамъ ихъ сколько вамъ угодно задаромъ! У меня полный шкафъ поэзіи въ бутылкахъ. Въ нихъ налита эссенція, самый экстрактъ поэзіи, извлеченный изъ разныхъ корней—и горькихъ, и сладкихъ. У меня имѣются всѣ сорта поэзіи, въ которой нуждаются люди. По праздникамъ я употребляю эти эссенціи вмѣсто духовъ,—лью нѣсколько капель на носовой платокъ.

— Удивительныя вещи вы разсказываете!—проговорилъ сказочникъ.—Такъ у васъ поэзія разлита по бутылкамъ?

— И у меня ея столько, что вамъ и не переварить!—отвѣтила старуха.—Вы, вѣдь, знаете исторію о дѣвочкѣ, наступившей на хлѣбъ, чтобы не запачкать новыхъ башмачковъ? Она и написана и напечатана.

— Я самъ разсказалъ ее!—сказалъ сказочникъ.

— Ну такъ вы знаете ее и знаете, что дѣвочка провалилась сквозь землю, ко мнѣ въ пивоварню, какъ разъ въ то время, когда у меня была въ гостяхъ чортова прабабушка; она пришла посмотрѣть, какъ варятъ пиво, увидала дѣвочку и выпросила ее себѣ въ истуканы, на память о посѣщеніи пивоварни. Чортова прабабушка получила, что желала, меня же отдарила такою вещью, которая мнѣ совсѣмъ не ко двору! Она изволила подарить мнѣ дорожную аптечку, шкафъ, полнехонькій бутылокъ съ поэзіей!


Тот же текст в современной орфографии


— Так речь пойдёт о поэзии будущего?

— Только не залетайте слишком высоко! — сказала Болотница. — Тогда я и буду с вами разговаривать. Вы только и бредите поэзией, говорите только о сказке, точно она всему миру голова! А она хоть и постарше всех, да считается-то самою младшею, вечно юною! Я хорошо знаю её! И я когда-то была молода, а молодость, ведь, не то, что детская болезнь. И я когда-то была хорошенькою лесною девой, плясала вместе с подругами при лунном свете, заслушивалась соловья, бродила по лесу и не раз встречала девицу-сказку, — она вечно шатается по свету. То она ночует в полураспустившемся тюльпане, то в жёлуде, то шмыгнёт в церковь и закутается там в креп, ниспадающий с подсвечников в алтаре!

— Да вы очень сведущи! — заметил сказочник.

— Должна же я знать по крайней мере с ваше! — отозвалась Болотница. — Поэзия и сказка обе одного поля ягоды, и пора им обеим убираться по добру по здорову! Их теперь можно отлично подделать; и дёшево и сердито выходит! Хотите, я дам вам их сколько вам угодно задаром! У меня полный шкаф поэзии в бутылках. В них налита эссенция, самый экстракт поэзии, извлечённый из разных корней — и горьких, и сладких. У меня имеются все сорта поэзии, в которой нуждаются люди. По праздникам я употребляю эти эссенции вместо духов, — лью несколько капель на носовой платок.

— Удивительные вещи вы рассказываете! — проговорил сказочник. — Так у вас поэзия разлита по бутылкам?

— И у меня её столько, что вам и не переварить! — ответила старуха. — Вы, ведь, знаете историю о девочке, наступившей на хлеб, чтобы не запачкать новых башмачков? Она и написана и напечатана.

— Я сам рассказал её! — сказал сказочник.

— Ну так вы знаете её и знаете, что девочка провалилась сквозь землю, ко мне в пивоварню, как раз в то время, когда у меня была в гостях чёртова прабабушка; она пришла посмотреть, как варят пиво, увидала девочку и выпросила её себе в истуканы, на память о посещении пивоварни. Чёртова прабабушка получила, что желала, меня же отдарила такою вещью, которая мне совсем не ко двору! Она изволила подарить мне дорожную аптечку, шкаф, полнёхонький бутылок с поэзией!