Страница:Анненков. Опыт комментария к уставу гражданского судопроизводства. Т. II (1887).pdf/75

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница была вычитана
69
Ст. 382.

как нижних воинских чинов, так и офицеров на месте, должны считаться только военные обстоятельства, или такие обстоятельства, которые могут последовать во время войны и, притом, когда они такого свойства, что военное начальство удостоверяет, что они должны служить действительным препятствием к отлучке вызываемого лица для явки в суд. Вне же этих обстоятельств явка на суд для допроса, конечно, так же обязательна и для лиц военных, состоящих на действительной службе, как и для всех прочих граждан. Допрос свидетелей на месте в случае, указанном в 380 ст., оправдывается, конечно, крайней необходимостью и исключительностью обстоятельств; но, кроме этого случая, наш устав указывает и другие, когда свидетелю, по его желанию, предоставляется право быть допрошенным на месте. Некоторые из этих случаев указаны, между прочим, в следующей статье, а другие в 4-м пункте 386 ст.

Ст. 382. Свидетели, живущие на расстоянии далее двадцати пяти верст от города, где находится суд, могут просить о допросе их в месте их жительства. Допрос сей производится по предварительном объявлении о том тяжущимся и в присутствии их, если они явятся к назначенному сроку.

Хотя явка на суд в качестве свидетеля составляет, как мы видели, общегражданскую обязанность всех и каждого, и, притом, обязанность, распространяющуюся безразлично, как на русских подданных, так и на иностранцев, но устав, возлагая такую обязанность, счел, вместе с тем, необходимым, по возможности, и облегчить ее в известных случаях, приняв при этом во внимание большую или меньшую степень трудности личной явки в суд. Льгота в отношении личной явки в суд в качестве свидетеля, указанная в 382 ст., предоставляется безразлично всем; воспользоваться же или не воспользоваться этой льготой предоставляется усмотрению лица, вызываемого в суд. „Свидетели“, сказано в 382 ст., „живущие на расстоянии далее двадцати пяти верст от города, где находится суд, могут просить о допросе их в месте их жительства“. В отношении занимающего нас предмета о льготах или случаях освобождения от личной явки в суд в качестве свидетеля, имеет значение только цитированное место этой статьи; вторая же половина статьи относится уже к порядку допроса свидетелей и потому подлежит рассмотрению в другом месте. По поводу же правила, выраженного в первой половине статьи, я должен сказать несколько слов о том — когда и каким образом свидетель, желающий воспользоваться льготой по расстоянию, должен заявить свою просьбу суду о допросе его в месте жительства. В силу того, что устав освобождает по дальности расстояния от личной явки в суд свидетелей не безусловно, а только вследствие просьбы их о том, следует предположить, что первоначально вызов всем свидетелям должен быть посылаем обыкновенным порядком, несмотря ни на какое расстояние местожительства свидетелей от того города, где находится суд, даже если бы свидетели жили в округе другого суда, если только просьба о допросе на месте не поступила в суд прежде посылки повестки. Но, затем: в какой срок после получения повестки свидетель должен заявить суду просьбу о допросе его на месте? Мне кажется, что таким крайним моментом, далее которого самое предъявление просьбы не имело бы смысла, следует считать день, назначенный на явку в суд для допроса.

Относительно порядка предъявления просьбы о допросе на месте в 382 ст. ничего не говорится. На том же основании, что просьба свидетелей о допросе на месте во всяком случае должна быть разрешаема не председателем суда, хотя бы она была заявлена и председателю, а не иначе,