Страница:Анненков. Система русского гражданского права. T. I (1910).pdf/202

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница была вычитана
197
ФИЗИЧЕСКИЕ ЛИЦА.

влияние на правоспособность, и едва ли значение его в этом отношении не проявляется только в том, что оно по 37 ст. X т. может служить препятствием к браку между одним из восприемников и лицом, воспринятым им при крещении.

Родству кровному может быть противополагаемо еще так называемое свойство основанием которому, по замечанию Мейера, служит связь, образующаяся вследствие брака двух лиц, принадлежащих к разным родам, между лицами того и другого из них (Рус. гр. пр., изд. 2, т. I, стр. 85—86). Влияние этой связи между лицами на их правоспособность представляется по нашему закону также довольно ограниченным и именно, с одной стороны, свойство на основании 37 ст. X т. в известных степенях служит препятствием к браку между лицами, им связанными, а с другой — служит основанием к приобретению имущества по праву наследования, так как по 1149 ст. X т. вдова имеет право на получение следуемой ей указной части из имущества свекра.

Более серьезное значение, как обстоятельство, могущее так или иначе влиять на правоспособность лица, имеет, напротив, родство кровное влияние которого, однако же, различно коренным образом соответственно видам этого родства, как законного и незаконного. Так, в то время, как родство законное служит главным основанием к приобретению имущества по праву наследования, так как именно на связи по кровному родству право это и построено, родство незаконное, как мы только что видели и как заметил также и Растеряев (Недействительность юрид. сделок, стр. 73), не только не открывает этого права незаконнорожденным, но служит даже основанием к переходу их из состояния их родителей, когда они принадлежат к одному из высших сословий, в состояние низшее. В других отношениях, напротив, и родство законное служит основанием и ко многим ограничениям правоспособности. Так, в силу 37 ст. X т. оно, прежде всего, наравне, впрочем, с родством незаконным, служит препятствием ко вступлению в брак лиц, стоящих в известных, определенных законом степенях его, и во-2-х, служит препятствием ко вступлению в некоторых случаях в договоры и принятию на себя известных обязательств. Как на примеры этих последних ограничений, обусловливаемых состоянием лица в известной степени родства с другим лицом, укажем на следующие: во-1-х, 514 ст. XI т., уст. о суд. торг. лицам, состоящим в родстве с несостоятельным, воспрещается принимать на себя обязанности попечителя по его делам; во-2-х, 401 ст. учр. суд. уст. присяжным поверенным воспрещается быть поверенными по судебным делам против их родителей, жен, детей, братьев, сестер и двоюродных братьев и сестер; в-3-х, 627 ст. VII т. уст. гор. женам и семействам чиновников, служащих по казенному соляному управлению, воспрещается торговать солью и др. В настоящее время, в силу нового закона, выраженного в Высочайше утвержденном 12 марта 1891 года мнении Государственного Совета „О детях узаконенных и усыновленных“ только что указанные ограничения и правоспособности незаконнорожденных отпадают в случаях узаконения их последующим браком их родителей, принадлежащих к одному из христианских вероисповеданий, после чего они пользуются всеми правами законных детей, рожденных в браке, а следовательно и правами состояния, и правом наследования.

В силу этого же закона более или менее значительное влияние на правоспособность лица оказывает также и усыновление или, все равно, устанавливаемое им родство гражданское. Так, по этому закону усыновление влечет за собой, во-1-х, перемену в некоторых случаях состояния, и именно: в случае усыновления дворянином или потомственным почет-