Страница:Анненков. Система русского гражданского права. T. I (1910).pdf/407

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница была вычитана
402
ВЕЩИ, ИЗЪЯТЫЕ ИЗ ГРАЖДАНСКОГО ОБОРОТА.

ждаемы. Кроме этого, в уложении итальянском перечисляются еще из категории этого рода имуществ имущества, отнесенные к составу имуществ государственных, как-то: национальные дороги, морские берега, порты, заливы, прибрежные площади, реки и водопады, городские ворота и стены, рвы, бастионы полевых укреплений и крепости (art. 427 и 430). Очевидно, что постановления эти далеко не могут быть признаны достаточными для определения различных категорий вещей, которые и в настоящее время должны быть почитаемы за такого рода вещи, которые не могут находиться в обладании лиц частных, и что по сравнении с ними постановления права римского по этому предмету представляются гораздо более полными и удовлетворительными.

В нашем законе, среди его общих правил о разного рода имуществах, как объектах гражданских прав, нет особых постановлений о вещах, изъятых из гражданского оборота, но, несмотря на это, Победоносцев, утверждает, что великое множество вещей по русским законам изъято из частного обладания и не может вовсе быть предметом частного имущества (Курс гр. пр., изд. 4, т. I, стр. 20), хотя сам, говоря об этих вещах, упоминает совсем уже не о таком множестве их. Утверждение это может служить указанием только на то, что в нашем законе надо искать указаний на этого рода имущества в различных частных его постановлениях, хотя указания, по крайней мере, на некоторые из них можно найти и в общих его правилах о разного рода имуществах. Так, несколько выше, при рассмотрении правил его о разного рода имуществах, различаемых по личности их обладателей или по их субъектам, мы уже видели, что в разряде имуществ, отнесенных к составу имуществ государственных, а также и некоторых из органов самоуправления, как, напр., земств, городов и общин перечисляются и такие, которые, как имущества, предназначенные для общего пользования, должны быть признаваемы, как заметили Шершеневич (Учеб. рус. гр. пр., изд. 2, стр. 125) и Гамбаров в его статье „Вещь“ (Словарь юрид. и государ. наук, т. I, стр. 1788), за имущества, изъятые из оборота, как не могущие подлежать частному обладанию. В категории этих имуществ нельзя не видеть те из них, которые правом римским были почитаемы за вещи, изъятые из оборота по причинам политическим, как res publicae quae publico destinatae sunt. Именно, при рассмотрении выше имуществ, отнесенных правилом 406 ст. X т. к составу имуществ государственных, мы уже имели случай заметить, что из перечисленных в этой статье имуществ должны быть относимы к категории имуществ, изъятых из оборота, как имущества, предназначенные для общего пользования и потому не могущие входить в состав такого рода государственных имуществ, которыми государство владеет как собственник, или, все равно, в состав имуществ собственно казенных — патримониальных: морские берега, озера, судоходные реки и их берега, большие дороги и публичные здания. Теперь мы должны остановиться на несколько более подробном объяснении каждого из этих имуществ, отчасти вследствие того, что многие из них недостаточно точно означены, а отчасти с целью выяснения отличия их от такого рода имуществ, со многими из них сходных, которые, однако же, не должны быть относимы к категории имуществ, изъятых из оборота, как имущества, напротив, могущие подлежать частному обладанию.

Прежде всего к категории этих имуществ по правилу 406 ст. должны быть относимы, как я только что сказал, морские берега, но в каком пространстве — того правило этой статьи не определяет; между тем, как автор заметки Юридической Газеты „О пользовании морскими побережьями, прилегающими к владениям частных лиц“, совершенно основательно