Страница:БСЭ-1 Том 01. А - Аколла (1926)-2.pdf/129

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница не была вычитана

(ок. 100 т. п.) сухих коконов. Ко времени установления Советской власти насчитывалось всего до 107 шелкомотален. После резкого падения в 1917—21, обработка шелка стала вновь быстро подниматься; в 1923—24 шелкомотальная промышленность А. сделала заявку уже на 220, 1 т (13.500 п.) сух. коконов. — Обработка шерсти велась в А., вплоть до последнего времени, только кустарным путем; большая часть сбора шерсти вывозилась в сыром виде; более крупные заведения занимались лишь предварительными операциями по мытью и чистке. Постановлением СТО СССР в 1923 была переброшена из Тамбова в Ганджу суконная фабрика, чем положено начало крупной шерстообрабатывающей промышленности в А.

Кожевенная промышленность возникла в А. лишь в последнее время, в годы империалистской войны, в связи с недостатком в снабжении кожаными изделиями из центров; продукция двух государственных кожевенных заводов достигает 60 т. кож в год (в том числе 20 т. крупных).

Из кустарной промышленности, направленной тоже исключительно на обработку с. — х. сырья, наибольшее значение имеет сохранившееся с давних времен производство ковров, сбывающее свою продукцию далеко за пределы А. в СССР и в Зап. Европу. Из предприятий, не связанных ни с Бакинской нефтепромышленностью, ни с обработкой с. — х. сырья, можно указать: Кедабекский медеплавильный завод с рудниками близ с. Дашкесан Ганджинского у., соляные промыслы Бакинские и Нахичеванские и 2 стекольных завода в Баку. Из них наиболее крупным по оборудованию является Кедабекское предприятие; годовая выработка его превышала прежде 1.600 т (ок. 100 т. п.); в наст, время (1925) месторождение истощилось и завод ограничивается доработкой старой руды (160—200 т или 10—12 т. п.).

Пути сообщения составляют самое слабое место в экономике А., как и всего Закавказья. Горный характер местности обусловливает особую необходимость в искусственных путях сообщения, между тем протяжение и ж. д. и шоссе — крайне недостаточное. Кроме магистралей Сев . — Кавказской  — от Баку на Ростов (Баку-Ялама 196, 3 км), Закавказской — от Баку на Тифлис и Батум (Баку-Пойли 470, 5 км) и ветки АраздаянДжульфа Тифлис  — Джульфинской ж. д.

(137 км), в пределах А. имеется еще достраивающаяся в наст, время (1925) линия АлятДжульфа т. н. Джульфа-Бакинской ж. д. в 408, 5 км, из к-рых к 1/Х 1925 было сдано в эксплоатацию 230 км. Подъездных веток к магистралям не имеется совершенно. Т. о., общая длина ж. — д. сети А. составляет более 1.000 км, что дает около 1 км на 100 км2 площади, т. — е. в два слишком раза меньше, чем в европ. части СССР. Шоссейных дорог лишь немногим больше, чем железных (ок. 1.400 км); из них более важные — от ст. Евлах на Пуху и на Шушу. Из рек А. судоходна лишь Кура на протяжении ок. 530 км от устья.

В довоенное время существовало пароходство до Петропавловского и даже до Евлаха, теперь же, из-за запущенности русла (карчи), рейсы производятся лишь в низовьяхреки. На Каспийском м. единственным крупным портом является Баку, грузооборот к-рого на 4/в состоит из нефтепродуктов.

Т. о., улучшенный транспорт обслуживает пока лишь центр А. — Баку с его общесоюзного значения нефтяной промышленностью; остальная часть территории А., за исключением узких полосок вдоль ж. — д. линии, остается неприобщенной к общей системе улучшенных путей сообщения. Для большинства же горных районов вьючная тропа остается единственной связью с внешним миром, и вьючный извоз существует в качестве особого промысла («черводары»).

Внешняя торговля. В виду того, что А. богат источниками сырья и топлива, необходимых для промышленности РСФСР, между этими странами естественно должно было создаться взаимное экономическое тяготение. В царской России экономические отношения к А. (как и остальному Закавказью) сразу же сложились по типу отношений метрополии к колонии. А. должен был служить для развивающегося рус. капитализма одновременно и рынком для сбыта фабрикатов и поставщиком сырья; имевшиеся у него зачатки промышленности не только не развивались, но даже падали под влиянием конкуренции русских фабричных изделий.

Главные предметы вывоза из А.: в РСФСР — нефть, хлопок, шкуры, кожи, фрукты, вино, шелк, пряжа, рыба, рис; в РСФСР и в Зап. Европу — нефтепродукты, шерсть; в Зап. Европу — солодковый корень, хлопковые семена и выжимки, шелковые коконы. Главные предметы ввоза в А.: из РСФСР — мануфактура, железо и жел. изделия, сахар, чай, хлеб, дрова и лесоматериал; из РСФСР и Зап. Европы  — химические и москательные товары, цемент; из Зап. Европы — фармацевтические товары и более сложные машины.

Главными потребителями импортных товаров в А. являются промышленность и население Баку, провинция же А. по своей малой покупательной способности играет в этом отношении второстепенную роль. Значение экономических связей с РСФСР для А. ярче всего обнаружилось в годы разрыва этих связей в 1918—20, когда А. остался сразу не только без хлеба, леса и необходимейших продуктов городской промышленности, но и без рынка для таких основных отраслей своего хозяйства, как нефть, виноделие и хлопок. Дело доходило до того, что приходилось вырывать ценнейшие виноградные насаждения с целью освободить место для пшеницы. В упадке хозяйства А. разрыв связей с РСФСР сыграл еще более важную роль, чем гражданская и национальная война. Немало повредил хозяйству А. также и период «свободной» торговли с Западом, отмеченный безудержным ростом потребительского импорта и хищническим выкачиванием природных богатств страны. — Важную роль играет А. в качестве посредника в торговле СССР с Персией. В довоенное время на долю России приходилось более половины всего внешнего товарооборота Персии, а именно: по ввозу в Персию сахара-рафинада  — 82%, сахарн. песку  — 63%,