Страница:БСЭ-1 Том 01. А - Аколла (1926)-2.pdf/133

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница не была вычитана

испуганное огромным ростом революционного движения 1904—05 в Закавказьи, в особенности в пролетарском центре — Баку, искусно использовало указанные национальные противоречия. Ряд царских администраторов (вроде знаменитого бакинского губернатора Накашидзе) натравливали мусульман на армян и вызывали вооруженные столкновения в Баку, Тифлисе, Карабахе, Кубе и т. п. После Февральской революции, А., так же как и остальное Закавказье, в течение года продолжал сохранять связь с Россией. За это время здесь усиленно шел процесс консолидации буржуазно-националистических партий, выжидавших лишь удобного момента, чтобы порвать с революционной Россией. Среди мусульманского населения такой партией явилась сложившаяся в марте 1917 партия Муссават («Равенство»), объединявшая крупную буржуазию, реакционное духовенство и, гл. обр., влиятельный класс мусульманских помещиков — беков; осуществить свою программу, проникнутую шовинистическими и панисламистскими элементами, Муссават предполагал при помощи турок.

> После Октябрьской Революции, руководящие закавказские партии (меньшевики, дашнакцаканы, эсеры и муссаватисты) резко отмежевались от РСФСР и создали особый Закавказский комиссариат, замененный после ликвидации Учредительного собрания т. н. Закавказским сеймом, в состав к-рого вошли представители тех же партий, при чем в основу представительства было положено количество мандатов, полученных ими на общекавказских выборах в Учредительное собрание. Стихийный уход русской армии с турецкого фронта поставил перед правящими национальными партиями проблему создания собственной вооруженной силы. С целью добыть оружие для своих формирований, муссаватисты организовали разбойничьи нападения на передвигающиеся по ж. д. воинские эшелоны и разоружали их, — чтб приводило, зачастую, к кровавым побоищам, напр., у станции Шамхор. После заключения БрестЛитовского договора, Закавказский сейм отказался признать те статьи его, по к-рым Турции передавались различные территории Закавказья (Батум, Артвин, Ардаган и др.). Турция ответила на это объявлением войны. Мало дисциплинированные закавказские национальные формирования не смогли противостоять регулярным турецким войскам; турки заняли последовательно Батум, Карс и стали угрожать Тифлису.

Сейм принужден был вступить в мирные переговоры и удовлетворить предъявленные турками требования новых территориальных уступок, а также полного отделения Закавказья от России. Несмотря на это, наступление турок продолжалось: они взяли Александрополь и двигались на Баку, куда их приглашали муссаватисты, поддерживавшие с ними связь от первых дней образования партии. При таких условиях, единая Закавказская республика, раздираемая внутри непримиримыми национальными противоречиями, не могла продолжать своего существования. 27/V 1918 по ини  — 662

циативе грузин, меньшевиков и федералистов, поддержанных муссаватистами, — все они, конечно, в тайне инспирировались турками, — Закавказская республика распалась на три «независимые» республики: Грузию, Азербайджан и Армению (Араратская республика). — Муссаватисты, входившие в состав сейма, образовали после этого правительство А., вступили в открытые сношения с Турцией и с помощью турец. войск утвердились в Гандже (Елизаветполе). В Баку события сложились совершенно иначе, нежели в остальном Закавказьи.

Благодаря наличию значительных кадров пролетариата, а также моряков Каспийского флота, Октябрьский переворот здесь был встречен с сочувствием, и власть контр-революционного Закавказского комиссариата не была признана. Власть осталась в руках Совета солдатских, рабочих и матросских депутатов, в к-ром, в результате декабрьских событий 1917, преобладающую роль играли большевики, левые эсеры и гумметисты (тюркские коммунисты). Стремясь завладеть Баку, муссаватисты, в лице местных богачей (кочи), начали втихомолку организовывать контр-революционные отряды аскеров. В марте 1918 они организовали кровавое восстание, немедленно принявшее форму армяно-татарской резни и окончившееся разгромом муссаватистов и утверждением Советской власти.

Власть перешла в руки Бакинского Совнаркома, во главе к-рого стоял Степан Шаумян, бывший по назначению из Москвы чрезвычайным комиссаром центральной Советской власти для Закавказья. В состав Совнаркома входили тт. А. Джапаридзе, Азизбеков, Нариманов и др. Положение советского Баку с самого начала было в высокой мере тяжелым: извне его блокировали муссаватистские отряды, к к-рым вскоре присоединились турки, банды Горского правительства и Неджмудина Гоцинского и др. контр-революционные силы. Ближайшей базой Советской власти была Астрахань; но отвлеченная ожесточенной борьбой с Алексеевым, Дутовым и чехо-словаками, она могла оказывать Баку лишь крайне недостаточную помощь припасами и, особенно, людьми. В самом А. Советская власть была ослаблена наличием национальных конфликтов. При отсутствии собственных сколько-нибудь значительных вооруженных сил, Совнаркому пришлось принять предложенную дашнакцаканами военную поддержку: насилия, к-рые чинили дашнакские отряды над мусульманским населением (в Шемахе, Кубе и др. местах), необычайно озлобляли местных жителей, восстанавливая их в отдельных случаях даже против Советской власти; в частности, этим объясняется отказ части Гуммета от признания Советской власти. Недостаток партийных кадров, использование их почти исключительно на советской работе, вызвал известный отрыв руководящих верхов А. от масс и создал благоприятную почву для развития антисоветской агитации эсеров, дашнаков и меньшевиков. Наконец, продовольственные затруднения, невозможность в условиях непрекращающейся вооруженной