Страница:БСЭ-1 Том 01. А - Аколла (1926)-2.pdf/4

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница не была вычитана

ставляется понятием расплывчатым, и А. обычно именуется и комиссионер, и коммивояжер, и вообще всякое лицо, занимающееся торг, посредничеством; поэтому конкретно вопрос о юридической квалификации такого деятеля разрешается обычно содержанием даваемой ему доверенности.

Агентура, совокупность А. какоголибо учреждения или предприятия; организация, обслуживаемая А-ми. — Агентурные сведения, носящие обычно секретный характер, доставляются тайными полицейскими А., ведущими осведомительную работу как в области политической («филер», «шпион», — в обиходной речи), так и в области уголовной.

АГЕНТ-ПРОВОКАТОР, см. Провокатор.

АГЕНТЫ ДИПЛОМАТИЧЕСКИЕ, в широком смысле — все лица, уполномоченные представлять государство во внешних его сношениях (напр., главы государств, министры иностранных дел, посланники), а в узком смысле — послы всех наименований и рангов. Институт постоянных А. д. (посольств) неизвестен античному миру и складывается в 13—14 вв. (ранее других — в практике Византии, Венеции и итал. городов), в связи с феодальным дроблением (свыше 2 т. суверенных родов) и развитием международной торговли. Первоначальная цель постоянных посольств  — шпионаж в иностранном государстве (ср. письма Маккиавелли и мемуары Коммина). Затрудненность и длительность сношений влекли за собой широту дипломатических полномочий, особые права и преимущества А. д. (см. Экстерриториальность) и кастовый характер дипломатической службы, доступной только привилегированным верхушкам правящего класса. С развитием техники международных сношений (жел. дор., телеграф) и установлением преобладания в международных отношениях финансово-экономических факторов (империалистический этап капиталистического хозяйства), функции и значение А. д. значительно суживаются в пользу министерств иностранных дел, с одной стороны, консулов и торговых А. — с другой. Международная практика и постановления Венского (1815) и Ахенского (1818) конгрессов установили четыре ранга А. д.: 1) послы, 2) посланники, 3) министры-резиденты, 4) поверенные в делах. Различие это, гл. обр., церемониальное, отражающее великодержавные претензии. Юридическое различие рангов заключается в том, что первые три класса уполномачиваются (аккредитуются) от главы государства к главе, поверенные же в делах  — от министра иностранных дел к таковому же. Дипл. миссия начинается и оканчивается официальным вручением «верительных грамот» и «отзывных». — Декретом СНК от 4/VI  — 1.918 упразднено деление А. д. на ранги, и советским представителям за границей присвоено единообразное наименование «полномочного представителя СССР» (полпред).

Постановление ВЦИК от 24/1 1922 определяет порядок назначения и отозвания полпредов. Согласно ныне действующих правил (постановление ЦИК СССР от 12/XI 1923) назначение полпредов принадлежит Президиуму Союзного ЦИК. Главы других загра 412

ничных миссий назначаются Союзным СНК, остальные их сотрудники (советники, секретари, атташе и пр.) — НКИД (Народным Комиссариатом Иностранных Дел). — Положение иностранного дипломатического корпуса в СССР определяется постановлением СНК от 30/VI 1921. Борьба за международное признание Советской России ознаменовалась в сношениях с государствами, юридически не признававшими Советского правительства, возникновением своеобразных суррогатных форм дипломатического представительства самого различного названия: уполномоченный по делам военнопленных, представитель Центросоюза, «официальный агент» (напр., по русско-английскому соглашению 16/Ш 1921) и др.

АГЕНТЫ КОНСУЛЬСКИЕ, см. Консульское представительство.

АГЕНТЫ ПОЛИЦЕЙСКИЕ, см. Полиция.

АГЕНТЫ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫЕ, или комиссары, представители государств, выполняющие какое-либо временное дипломатическое поручение или отдельную, специальную задачу.

Исторически они играли решающую роль в те времена, когда у государств не существовало еще постоянных дипломатических представителей, и явились как бы предшественниками этих последних. В последующие периоды они имели несравненно меньшее значение. В 19 в. и в особенности в 20 в., в связи с ростом и уплотнением самых разнообразных международных связей, а в частности, с развитием международной администрации (почтовое, телеграфное, санитарное дело, речные комиссии и пр.), значение А. ч. вновь усиливается.

Широкое участие принимали А. ч. в установлении мирных договоров, закончивших мировую войну (Версальский и пр.). Целую сеть комиссаров имеет в разных странах Лига Наций: напр., в Данциге или в Австрии и Венгрии (в связи с делом «экономического восстановления» этих последних).

В период образования независимых Прибалтийских государств и гражданской борьбы в России, в первые послевоенные годы, иностранные правительства усиленно посылали своих «верховных комиссаров» как в непризнанные еще ими юридически русские лимитрофы (см.), так и к белым русским «правительствам». Наиболее отчетливо выраженный тип А. ч. или комиссаров являют собой представители государств на разного рода правительственных международных конференциях. По правовому своему положению А. ч. делятся на имеющих дипломатический характер и на неимеющих его. В теории даже и первым должны принадлежать не все права постоянных дипломатических представителей, а лишь те из них, к-рые необходимы для выполнения ими своих функций. На практике, однако, это различие весьма трудно установить, а упомянутые выше мирные договоры 1919—20 в ряде случаев прямо предоставляют членам междусоюзнических комиссий в побежденных странах «права и иммунитеты надлежаще аккредитованных агентов дружественных держав». (Ст. 240 Версальского мира о Репарационной комиссии; ср. ст. 41 Севр^