Страница:БСЭ-1 Том 02. Аконит - Анри (1926)-2.pdf/44

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница не была вычитана

АЛМАЗ — АЛМАЗОВбычи и возрастающая дороговизна их вызвали появление суррогатов. Применение, в качестве суррогатов, корунда (твердость 9) и наждака, наиболее близких по твердости к А., не дало положительных результатов.

Опытные работы Муассана по искусственному получению А. и изучению свойств карбидов дали возможность, в дальнейшем, установить ряд веществ, подходящих по твердости к А. — карбиды кремния, бора, молибдена, вольфрама. Во время империалистской войны, когда Германия, отрезанная от рынков, крайне нуждалась в А., технически разрешил задачу герм. инженер Ломан. Взяв за, исхрдный материал карбид вольфрама (CW2), он усовершенствовал электрич. печь для одновременной плавки в пей при ровной температуре больших количеств вольфрама и применил особый способ отливки в специальных опоках, дающий возможность избегнуть резкой деформации отливаемых предметов. Этот продукт, выпущенный под названием «воломит» и «триамант», имеет твердость 9, 8, по структуре и цвету походит па сталь, но не выдерживает, как и А., внезапных и сильных ударов, поддается точке при быстром вращении только корундом и допускает любую формовку как самых тонких предметов — матриц для волочения тонких сортов проволоки, диаметром до 0, 01 лш, — так и более грубых — сверл, резцов, стержней для бурения. В 1924 стоимость 1 з воломита равнялась 5 швейцарским франкам, т. — е. по 37, 5 коп. за карат, тогда как стоимость 1 карата технических А. колебалась от 20 до 175 руб. за карат, в зависимости от величины и качества.

В СССР воломит впервые был применен в 1923 па буровых работах по исследованию Курских магнитных аномалий. Полученные сравнительные результаты показали рациональность применения воломита при колонковом бурении (см. Бурение скважин) пород средней твердости.

Так, при бурении в кристаллическом известняке, при диаметре коронки в 36 мм, расход воломита на 1 м прпходкп оказался равным 0, 588 и 0, 450 кар. по сравнению с расходом карбонадо в 0, 06 кар. и 0, 015 кар., при цене карбонадо в 80 руб. за карат. Скорость бурения, т. — е. проходка в 1 час, для воломита соответственно равнялась 0, 295 м и 0, 208 м, а для карбонадо  — 0, 292 и 0, 276 м. Бурение в Германии при коронке диаметром 130 мм дало следующие скорости проходки: в кварцевом порфире  — 0, 684 м, крупнозернистом конгломерате  — 0, 410 м, глинистом сланце со включением пиритовых желваков  — 0, 590 м в час.

Хорошие результаты для воломита получились при бурении головных разрушенных частей пластов, в том числе таких твердых пород, как курские железорудные кварциты, где расход А., благодаря их искрашиванию от внезапных толчков, бывает очень велик и когда предпочтительно приводить в негодность на много более дешевый продукт — воломит.

Рис. 1.

Форма воломитовых стержней видна на рис. 1; способ вставки воломитовых стерж 262

ней в кольцевую коронку обычного типа (см. Бурение скважин) показан на рис. 2.

Преиму ществом при употреблении воломита является возможность избежать крупных расходов, связанных с необходимостью затрат на покупку при первоначальном обзаведении алмазным хозяйством. Из других Рис* суррогатов известны: сплав Фукса и Копеца, состоящий из 55 частей вольфрама, 35 железа, 5 титана, 2 церия и 3 углерода; сплав Штрюбик-Шети  — карбид кремния и др.

Лит.: Вернадский, В. И., Опыт описательной минералогии, т. I, вып. 4, СПБ, 1912; Ферсман, А. Е., Драго цепные и цветные камни России, т. I, П.. 1922. О суррогатах: «Горный Журнал», №№ 8, 9 1923, № 1 1924; «Mineral Industry», 1924; «Engineering and Mining Journal», 1925; «Бюллетень Мирового Хозяйства», ГЭУ ВСНХ, № 29, 1925.

АЛМАЗНЫЙ ФОНД СССР, богатейшее

в мире собрание драгоценных камней и изделий из них, хранившихся в царских дворцах и ставших народным достоянием после Октябрьской Революции. Собрание находится на храпении в Наркомфине. Оно состоит из царских регалий, драгоценных украшений (ожерелий, пряжек, пуговиц, шнуров, браслетов и т. п.) и неоправленных камней.

Наиболее крупную цепплсть представляют регалии (внешние знаки императорской власти): 1) большая корона, работы 1762, украшена 5 тысячами бриллиантов, общим весом 2.800 каратов, 75 жемчужинами весом 703 кар., одним из крупнейших в мире рубинов весом свыше 400 кар., купленным в Пекине при Алексее Михайловиче; 2) держава  — полированный золотой шар, охваченный поясом из бриллиантов, с сапфиром в 200 кар. и индийским алмазом в 47 кар.; 3) скипетр — гладкий золотой жезл с 7 кольцами из бриллиантов; на верхнем кольце алмаз («Орлов») в 194, 75 кар., выкраденный в начале 18 в. из Индии, купленный гр. Григорием Орловым и поднесенный Екатерине II; 4) бриллиантовая цепь ордена Андрея Первозванного (конец 18 в.); 5) малые короны императриц. Среди остальных предметов выделяются исключительной красотой камней и искусством их подбора (характерным для ювелирного искусства 18 в.) бриллиантовые ожерелья из 36 индийских бриллиантов, весом 475 кар., из 45 камней, весом 294 кар., из 23 камней, весом 165 кар.; среди отдельных камней: алмаз «Шах» с тремя вырезанными надписями па персидском языке (1595, 1641 и 1824), поднесенный персидским правительством царю в 1829, в искупление убийства персами русского посланника А. С. Грибоедова; изумруд в 136 каратов, сапфир в 253 кар., крупнейший в мире плоский алмаз в 7, 5 еле’, служивший стеклом для миниатюры в браслете, голубой бриллиант в 7 кар., розовые бриллианты и т. п. Помимо высокой материальной стоимости фонда, он представляет богатейший материал для изучения эволюции ювелирного искусства 18 и 19 вв. Описание фонда дано в 4  — томном издании Наркомфина под ред. акал. Ферсмана: «Алмазный фонд СССР».

АЛМАЗОВ, Борис Николаевич (1827—76),

поэт-юморист и переводчик, сначала сотрудник славянофильского «Москвитянина», затем западнических «Библиотеки для чтения» и «Русского Вестника»; друг А. А.

Григорьева и Островского. Стихи А., незлобиво-юмористические по заданию и легкие, изящные по выполнению, никогда не дорастают до сатиры и не принадлежат к большой литературе. Область, в которой был силен А., — литературная пародия (см.). В критических статьях Алмазов был поборником «искусства для искусства».