Страница:БСЭ-1 Том 02. Аконит - Анри (1926)-4.pdf/46

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница не была вычитана

только животных, сведения же по А. человека носили случайный характер. Знаменитый греч. естествоиспытатель и философ Аристотель (384—322 до хр. э.), давший много ценных сведений по А. животных, по всей вероятности, совершенно не знал А. человека. Из сочинений «отца медицины» Гиппократа (460—377 до хр. э.) также не видно, был ли он знаком с А. Повидимому, А. человека впервые стала серьезно разрабатываться в Александрии в 3 в. до хр. э.

Герофил и Эразистрат, два выдающихся врача древности, занимавшиеся А., были самыми крупными представителями того научного центра, к-рый получил в истории медицины название александрийской школы. Существует предание, что они будто бы вскрывали живых преступников.

Герофил сделал много важных открытий в А., и его имя до сих пор сохранилось в анатомич. номенклатуре. Эразистрат открыл лимфатические сосуды брыжжейки, открытые впоследствии снова Азелли в 1622.

От сочинений этих двух древних анатомов до нас почти ничего не дошло, — мы знаем о них по рассказам Галена, Цельза и др.

Огромное значение в истории А., а также медицины вообще, имеет Клавдий Гален (131—201), живший сначала в Пергаме, а затем в Риме, где он занимался медицинской практикой и читал лекции по А. Его сочинения составляют главный источник, из к-рого мы заимствуем сведения о состоянии А. до его времени. Но и Галену редко удавалось рассекать человеч. трупы.

Из человеч. органов ему хорошо были известны только кости. Приводимые Галеном описания других частей тела редко согласуются с человеч. органами, хотя он сам и говорит, что они относятся к человеку.

Как выяснилось впоследствии, он пользовался для своих работ преимущественно обезьянами. Гален производил также различные эксперименты над животными с целью биологических исследований. Сочинения Галена, дошедшие до нас (из них 9 книг по А.), служили источником, из к-рого черпали свои знания по медицине и А. все последующие поколения на протяжении более тысячи лет. С приближением времени падения Римской империи А. испытала на себе ту же участь, что и другие науки и искусства. Новых исследований уже не производилось, и даже приобретенные знания начали мало-по-малу забываться.

Больше других народов А. и медициной в сред, века занимались арабы, но и у них А. не могла развиваться, т. к. магометанская религия решительно запрещала вскрытие человеческих трупов. Арабы только комментировали Галена, Гиппократа и др. греч. писателей и в этом виде передали их наследие средним векам. Начало нового развития А. на основе непосредственного наблюдения относится к 14 в. Болонец М-о нд и н и, или, в латинской транскрипции, Мундинус (ок. 1250—1326), впервые вскрыл три трупа и написал небольшое сочинение, служившее школьным руководством по А. в течение 200 лет. Книжка эта полна различного рода ошибок, но главная заслуга Мондини состоит в том, чтоон впервые ввел анатомич. демонстрации, к-рые с этого времени стали практиковаться при изучении А. Развитию А. содействовало открытие высших школ в различных местах Европы. Препятствием служил недостаток в трупах, вследствие чего анатомы должны были иногда прибегать к похищению мертвых тел с виселиц и кладбищ. Настоящий прогресс в А. наступил в 16 в. С ним связано имя Везалия (1514—64), к-рого не без основания называют реформатором А. Усердно занимаясь анатомич. рассечениями, Везалий на основании своих исследований, опубликованных в его книге «De corporis humani fabrica», доказал, что учение Галена основано на А. обезьян, а не на А. человека, чем вызвал ожесточенные нападки со стороны почитателей авторитета Галена. Одновременно с Везалием работали два других знаменитых анатома: Евстахий (у. 1574) и Фаллопий (1523—62), обогатившие науку своими исследованиями. С этого времени, вместе с подъемом, охватившим науку в эпоху Возрождения, растет как число анатомов, так и результаты их изысканий. Новым этапом развития А. является открытие Гарвеем (1578—1657) кровообращения, после чего прогресс А. еще более возрастает.

С изобретением микроскопа (в 1620) Марчелло Мальпиги (1628—94) кладет начало микроскопической А. За ним следуют Левенгук (1632—1723) и Сваммердам (1637—80); последний впервые с целью облегчения исследования сосудов стал наполнять их окрашенными массами., Рюйш (1638—1731) усовершенствовал технику инъекций. Среди многочисл. анатомов 18 в., обогативших науку своими исследованиями, следует отметить: Морганьи (1682—1771), к-рый в своем сочинении «О местах и причинах болезней» («De sedibus et causis morborum») впервые подошел к вопросу об анатомич. основе болезней и сделался, т. о., основателем патологической А.; далее, Альбрехта Галлера (1708—77) в Германии, оказавшего большое влияние на развитие не только А., но и физиологии, а затем братьев Вильяма (1718—83) и Джона (1728—93) Гунтеров в Англии, Феликса В и к-д’Азира (1748—94) во Франции и Паоло Масканьи (1752—1815) в Италии. На рубеже между 18 и 19 вв. сделан новый шаг в развитии А. трудами рано умершего Би шй (1771—1802), к-рый в своей книге «Anatomie g6n6rale appliquSe & la physiologie et & la m£decine» положил начало общей A., разделив организм не на органы, а на ткани, при чем впервые оттенил тесную связь, существующую между А. и физиологией (связь между формой и функцией). В это же время получила свое развитие и сравнительная А. в работах, гл. обр., Кювье (1769—1832), к-рый является также основателем палеонтологии. Начало эмбриологии было положено Каспаром Фридрихом Вольфом (1733—94), к-рый, в противоположность прежним воззрениям, показал, что в течение индивидуального развития организма происходит целый ряд превращений из простой формы в более