Страница:БСЭ-1 Том 03. Анрио - Атоксил (1926)-1.pdf/193

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница не была вычитана

наука признает, что это название страна получила от арийского племени армеп, раньше проживавшего, повидимому, в вост, части Малоазийского полуострова, но в последующем вынужденного под напором наступавших с 3. кочевых арийских племен покинуть свою родину и переселиться на вост, берег Евфрата, откуда оно продвинулось до пределов Иранского плоскогорья.

В этом медленном процессе продвижения, завершившемся лишь в эпоху Александра Македонского, произошло слияние пришлых армепов с аборигенами, исконными жителями страны, принадлежавшими к яфетической семье народов; от этого слияния и произошел новый народ, носящий у самих армян название г а й, а у соседних народов известный под именем армян. Язык этого нового народа носит явные следы смешения двух разнородных этнических групп. Исторические источники (Геродот, Ксенофонт) рисуют примитивный экономический быт А., где население еще не вышло из родового строя, господствует натуральное хозяйство, скотоводство преобладает над земледелием, жители страны группируются по деревням, отсутствуют всякие признаки городской жизни. Деревни состоят из подземных жилищ, в к-рых люди живут вместе с животными. Управление весьма несложно: каждая деревня имеет своего старшину; во главе страны стоит сатрап персидского царя; также и в культурном отношении страна находится под персидским влиянием. Завоевавший в эпоху «эллинизма» Переднюю Азию греческий торговый капитал и последовавший за ним римский грабительский империализм вносят новые условия в экономическую жизнь А., долгое время составлявшей часть Селевкидской монархии.

В Селевкии, торговом центре, заменившем собою Вавилон, возникает первая известная в истории торговая колония армян, высылавшая свои купеческие караваны по всему северу, до самых устьев Дона. Это экономическое развитие оживляет также представляющие большую хозяйственную ценность плодородные и богатые долины на среднем Араксе (Араратская) и Среднем Евфрате (Харбердская). Именно здесь, в культурнохозяйственных центрах страны, усиливается идея политического объединения разрозненных родовых организаций армян. Наиболее важная роль в этом отношении выпала на долю Араратской долины. Здесь впервые возникает важный в торгово-политическом отношении центр, столица Арташат (Артаксата), и строитель ее, царь Арташес (2 в. до хр. э.), становится первым собирателем и объединителем армянских земель. Этот процесс наиболее интенсивно провел один из наследников его Тигран (94—56 до хр. э.), прозванный «Великим», потому что при нем А. пережила блестящую, хотя и непродолжительную эпоху империализма, отдавшего ей богатства Сирии, Киликии и некоторых других областей по вост, берегу Средиземного м. Опираясь на эти экономические ресурсы, Тигран — типичный восточный деспот, находившийся, однако, под сильным влиянием эллинской культуры, — не только закончил политическое объединение А., пои положил начало развитию городского хозяйства, чем произвел целую революцию в экономической жизни армянского народа.

Т. к. сами армяне в то время по своему низкому социально-экономическому уровню не могли составить основной торгово-промышленный слой городского населения, Тигран привлек в А. в большом количестве, путем насильственной эмиграции, колонистов из евреев и сирийцев и заселил ими города, возникшие на больших торговых путях по долинам среднего Аракса, вост. Евфрата и у берегов Ванского озера. Вызванное ростом городов экономическое процветание, а также пограничное положение А. между владениями римлян и царством парфян превратили ее на несколько столетий в арену вооруженной борьбы между этими двумя народами, целью к-рой было господство над А.

Эта борьба положила конец экономическому процветанию А. Ее городское хозяйство продержалось, однако, до 4 в., когда оно окончательно пришло в упадок, благодаря развитию феодализма; последний, пройдя затяжной процесс переустройства экономических форм родового быта на основах сеньеральной системы, явился решительным препятствием для городского хозяйства, унаследованного страной от экономики античного мира. Борьба этих двух экономических начал обострилась благодаря распространению христианства, только что ставшего государственной религией. Наследственное право верховного жреца нового культа присвоил себе весьма влиятельный в феодальной среде владетельный род Григория Просветителя, к-рый превратил религию в орудие для присвоения земельных богатств. С этой целью проведена была продолжительная и упорная борьба против власти царя, к-рая в конце концов рушилась под дружным натиском феодальных князей. 4 в. является решительным поворотом в истории А. Он ознаменован таким же крушением старого античного хозяйства, какое имело место в Зап. римской империи в 5 в., при чем роль варваров выполнил в данном случае персидский царь Шапур; в союзе с влиятельными княжескими родами он вовлек страну в опустошительные войны, результатом к-рых было уничтожение городского хозяйства. Все крупные торгово-промышленные города, во главе со столицей Арташатом, были или стерты с лица земли или, в лучшем случае, превратились в села. Все городское население, в большинстве из евреев, было уведено в плен в Персию. До чего доходила ярость армянских феодалов против городов, видно из того, что когда царь Аршак II построил вольный город на большой торговой дороге, ведущей из Трапезунда в сев. Персию, феодалы общими усилиями разрушили ненавистный им новый центр городского хозяйства. После 4 в.

А. представляет собой страну, уже почти исключительно деревенскую, страну замкнутого натурального хозяйства, где крепостное крестьянство группируется вокруг замков феодальной аристократии, сосредоточивающей в своих руках всю власть над народом. Князья же подпали под власть чужеземных государств (Персии, Византии), которым они платили дань