Страница:БСЭ-1 Том 03. Анрио - Атоксил (1926)-1.pdf/43

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница не была вычитана

ограничительное законодательство достигло широких размеров. К этому времени относится возникновение «Велижского дела»  — обвинение евреев в ритуальном убийстве.

Но расцвет А., как правительственного, так и общественного, наступает с 70  — х гг.

19 в. В 1882—83 «еврейское законодательство» было как бы закончено, евреи поставлены вне закона и отданы в руки погромщиков, охраняемых правительством и его чиновниками на местах, организаторами и проводниками погромной политики. Ненависть к евреям, как эксплоататорам крестьянства, послужила причиной антисемитских выступлений нек-рых групп оппозиционного рус. общества в 19 в. В проекте конституции — в «Русской Правде» Пестель предлагал изгнать евреев из России и создать особое еврейское государство в Азии.

Но несмотря на несколько пренебрежительное и даже враждебное отношение к евреям, рус. интеллигенция первой половины 19 в. в борьбе с самодержавием всегда протестовала против антисемитской деятельности правительства. Когда в 1861 И. Аксаков, в ответ на предоставление рус. евреям права занимать нек-рые государственные должности, писал в газете «День», что евреев нельзя допускать к таким должностям, «где власти их подчиняется быт христиан, где они могут иметь влияние на администрацию и законодательство христианской страны», — либеральные газеты заявили свой протест. Подобные же протесты вызвало враждебное евреям выступление Костомарова. Только отсутствием массового революционного движения можно объяснить также тот факт, что нек-рые народники предполагали возможным направить народное недовольство трудящихся против евреев-капиталистов с тем, чтобы т. о. развязать стихию революции. До появления рабочего движения в России всякий протест либералов оставался беспомощным. Развитие же революционного движения сделало в дальнейшем последних скрытыми или явными сторонниками А. Погромное движение 80  — х гг. и последовавшее за ним ограничительное законодательство против евреев самодержавное правительство пыталось объяснить вредной экономической ролью евреев. Соответственную инструкцию преподал граф Игнатьев комиссиям, изучающим значение евреев для крестьянского населения страны. Но комиссии эти «вовсе не считали себя призванными изучать, насколько хорошо или дурно настоящее положение евреев». Они имели в виду доказать, что «для евреев нет отечества, нет государства, нет законов, кроме кастовых, нет власти, кроме власти Кагала». Евреи были обвинены антисемитами в безжалостной эксплоатации крестьянства и одновременно в революционной пропаганде в защиту этого крестьянства.

Как средство избавления от евреев, правительство и добровольцы-антисемиты предлагали усиление мероприятий по выселению евреев из деревень, запрещение заниматься производственным трудом (сельским х-вом), введение процентной нормы при приеме в учебные заведения. Дальнейшийподъем антисемитской волны относится к революции 1905. Царское правительство снова попыталось отвлечь внимание масс в сторону погромной политики: ряд погромов в окт. 1905 и белостокский погром 1906 были ответом самодержавия на начавшуюся в стране революцию. В 1905 расцвела антисемитская публицистика.

В брошюре «Русские и евреи в нашей революции» мы читаем: «Винаверы и Герценштейны вели всю Думу к полному разрыву с царем и к превращению России в еврейскую республику, в к-рой евреи-капиталисты были бы хозяевами, а русские  — рабочим скотом». Безграмотный публицист во славу А. готов был представить двух евреев-кадетов в роли страшных республиканцев. Другая брошюра объясняла успехи социал-демократии в русском рабочем движении «зловредным духом талмуда». Антисемиты предлагали переселить евреев в Колымский округ Якутского края (предложение антисемита Пуришкевича).

С поражением революции 1906 правительство больше не нуждалось в погромах, но продолжало покровительствовать антисемитской агитации. Процесс Бейлиса (см.) был инсценирован при участии чиновников самодержавного правительства. Накануне войны на сторону А. перешли и нек-рые оппозиционные группы буржуазии и помещиков. Т. о., не только «Союз русского народа» (им издавалась газета «Русское Знамя»), но и «Союз 17  — го октября», как и подавляющее большинство третьеиюньской Гос. думы, поддерживали и защищали «еврейское законодательство». В России, как и повсюду, А. возник благодаря капиталистическому росту страны и обострению конкуренции между еврейской и не-еврейской мелкой буржуазией; в связи с ростом революционного движения, он стал излюбленной политикой самодержавия, как одно из средств отвлечь внимание трудовых низов от социализма. Общественный А. в России рекрутировал своих сторонников по преимуществу среди монархического чиновничества. Возникновение А. среди российского крестьянства следует поставить в связь стой экономия, ролью, к-рую евреи играли в деревнях и местечках внутри т. н. «черты оседлости». Играя роль капиталистического посредника между городом и деревней, еврей-торговец, шинкарь становился предметом ненависти окружающего населения. С проникновением капитализма в рус. деревню, ненависть к евреюпосреднику росла, оставляя часто в тени главных виновников крестьянских бедствий — кулака, помещика, чиновника. Именно поэтому против еврея местечка — по линии наименьшего сопротивления  — пошел социальный протест русского крестьянства при попустительстве и провокации со стороны самодержавия, а затем и контр-революции. Основным аргументом антисемитизма здесь, как и повсюду, служило утверждение, что евреи не заняты производительным трудом. Однако, в действительности в России, Польше, Галиции, наряду с еврейским купечеством и промышленниками, лавочниками и посредниками, имелся значительн.