Страница:БСЭ-1 Том 03. Анрио - Атоксил (1926)-2.pdf/18

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница не была вычитана

Просветитель, по имени к-рого и сама церковь получила название армяно-грегорианской. Управление церковью долгое время переходило от одного его потомка к другому, так что церковная организация находилась в руках одной семьи феодалов. Распространение христианства встретило упорное сопротивление в вост. Армении, тяготевшей к Персии и отстаивавшей старую языческую культуру. Однако, жители вост.

Армении были крещены огнем и мечом, а отобранные при этом у местных феодалов земли стали основой материальных богатств, которые в этот период усердно накопляла церковь.

Значительные материальные средства дали ей возможность развернуть широкую благотворительную деятельность (приюты, богадельни и т. п.) и культурную работу (см. Армянская литература, Армянское искусство'), обеспечившие А. ц. сильное влияние на широкие массы населения.

Влияние это, в свою очередь, дало ей значительную политическую силу и обеспечило почетное положение в государстве как в эпоху феодализма, так и в последующие эпохи (при владычестве турок и арабов, пользовавшихся армянским духовенством, как посредником между новой властью и населением). Самостоятельная общественная роль А. ц. прекращается в первой половине 19 века, в эпоху, когда крупная армянская буржуазия стала организовываться: А. ц. становится простым проводником ее политики. Окончательно влияние А. ц. падает с выступлением на сцену средней буржуазии (конец 19 века), к к-рой в последующем переходит политическое руководство (см. Армянский вопрос).

В отношении организационном, А. ц. с самого начала носила автокефальный характер, но в то же время в течение долгого времени поддерживала тесную связь с греческой церковью. Связь эта выразилась в деятельном участии представителей А. ц. во вселенских соборах 325, 381 и 431. Постановления этих соборов А. ц. считала для себя обязательными. Разрыв с Византией произошел только тогда, когда выяснилась ее тенденция наложить через посредство церкви руку — экономически и политически — на Армению. В 506 в г. Двине состоялся церковный собор, принявший «исповедание веры» и отвергший постановления Халкедонского собора (см.). С этого момента А. ц. приобретает резко национальный характер, сказавшийся на всей ее религиозно  — общественной и политической деятельности.

В догматическом отношении А. ц. является наиболее древней из существующих, поскольку она не пошла дальше постановлений первых трех Вселенских соборов. Главное догматическое отличие ее от греческой  — в смешении божественной и человеческой природы в Христе. Имеются и некоторые обрядовые различия (при причастии не смешивают вино и хлеб и проч.).

Армянское духовенство делится на черное (монашествующее) и белое. Во главе Армянской церкви — католикос, верховный патриарх всех армян (в Эчмиадзине).В Советской Армении церковь, естественно, окончательно утратила свое стародавнее влияние. В ней наблюдаются, однако, попытки реформы в духе «живой церкви» (см.), в ограниченном, впрочем, масштабе.

Лит. об А. ц. весьма обширна. Основная на русском языке: Орманян, М. Армянская церковь, Москва, 1913; Шаракан (сборник песен и канонов), изд. 2-е, Москва, 1914.

АРМЯНСКИЙ ВОПРОС, составляющий

часть т. н. Восточного вопроса (см.), необходимо рассматривать с двух точек зрения: с внешней стороны он сводился к стремлению великих держав усилить центробежные силы Турции, ослабить ее этим  — в целях более легкой ее эксплоатации.

Внутреннее существо армянского вопроса исчерпывалось борьбой армян, руководимых своей буржуазией, за национальное самоопределение, за достижение тех политико-экономических предпосылок, при наличии которых буржуазия могла бы свободно развиваться.

Предпосылки А. в. сложились еще в 18 в., когда во главе армянской нации (Эрмени Миллет) стала финансовая аристократия Константинополя.

Разбросанный по всей Малоазиатской Турции армянский народ очень рано выделил из себя торговую буржуазию, которая играла в экономической жизни Турции заметную роль, — занималась откупами, давая ссуды правительству, губернаторам провинций и пр.

Она руководила одновременно всей жизнью армянского народа через посредство духовенства, пользовавшегося огромным влиянием: при Константинопольском патриархе, стоявшем во главе теократической армянской общины, созданной по указанию турок после завоевания ими Константинополя (1453), имелся Совет нотаблей (из представителей финансовой аристократии), к-рый и являлся фактическим «руководителем» армянского народа.

Известную роль в развитии армянской буржуазии в Турции играют также ее связь с армянским купечеством, живущим в Леванте и Америке, и прилив заграничных капиталов. Должно отметить, что и армянеремесленники (эснафы), составлявшие весьма многочисленный, распадавшийся на ряд цехов, класс, играли наряду с греками доминирующую роль в турецкой кустарной промышленности. Одни только армянские крестьяне, проживавшие в восточных провинциях Турции, находились в состоянии жестокого угнетения — и политического и экономического.

Вполне понятно поэтому, что в меру наступления западного капитализма на Ближний Восток, западные державы начинают все интенсивнее искать опоры именно в армянской буржуазии, подневольное, политически-подчиненное положение к-рой чрезвычайно стесняло развитие экономической ее деятельности и тем самым обеспечивало поддержку ею всяких начинаний, направленных на разрушение натурального хозяйства и внутренней замкнутости Турции. Минуя крупную армянскую финансовую буржуазию, слишком тесно связанную