Страница:БСЭ-1 Том 04. Атоллы - Барщина (1926)-1.pdf/59

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница не была вычитана

массивы и достигают особенной густоты только там, где выпадает свыше 2.000 мм осадков. По своему видовому составу они тоже беднее американских, что связано с относительно небольшой их площадью. Из важных для человека лесных пород следует отметить породы, дающие ценную древесину и каучук, пальмы масличную, дум и пр. Массивы густого леса окаймлены более редким лесом, который в более сухих районах постепенно переходит в паркообразные лесасаванны с богатейшим травяным ковром до 6 м высоты и разбросанными там и сям сухолюбивыми гигантскими баобабами, рощами акаций, мимоз, тамариндов, лавровых и некоторых пальм. По мере увеличивающейся сухости большая часть древесных пород, кроме акаций, исчезает, и мы постепенно переходим к чистым саваннам, а после исчезновения акаций — к тропическим степям, состоящим из высоких трав и кустарников, теряющих листву в сухое время года. Все более, разрежаясь, эти формации постепенно переходят в полупустыню и пустыню. Впрочем, пустынных районов  — по крайней мере в зап. Сахаре — гораздо меньше, чем это предполагалось ранее; невелики они и в Калахари. В пустынях Сахары все же имеются отдельные сухолюбивые кустарники, дающие возможность прокормить верблюда. Для оазисов пустыни особенно характерна финиковая пальма, родом из Аравии. При переходе от тропических пустынь к сев. субтропикам сначала появляются степи, то кустарниковые, то поросшие злаком альфа, близким к ковылю (годен для выделки бумаги); на более влажных склонах Атласа степи переходят в леса. Внизу (гл. обр., на побережьи) до высот 1.200—1.500 м растут вечно зеленые средиземноморские леса, местами переходящие в кустарник («маккии»), выше господствует лес из альпийской сосны и вечно зеленых дубов, а на высоте от 1.500 до 3.200 м — из разновидности ливанских кедров. К Ю. от Калахари также сначала находим степи с массой луковичных (лилейные, ирисы, орхидеи), далее к побережью сменяющиеся зарослями кустарников и светлыми лесами, лишь на Ю.-В. переходящими в густые влажные субтропические леса. Во всем этом районе господствуют чрезвычайно оригинальные, свойственные лишь одной юж. А*, формы (алоэ, пеларгонии, гигантские верески и пр.); некоторые из них заходят, впрочем, на известных высотах и на горные массивы вост. А., образуя там заросли оригинальнейшего вида.

Растительность эта более сродни австралийской, чем средиземноморской (подробнее см. Палеарктическая область, Палеотропическая область). — Ж ивотный мир А. исключительно богат как видами, так и количеством их представителей, а равно и особенно крупными формами. Характер животного мира меняется вместе с изменениями географических условий. В районе Атласа господствуют средиземноморские формы; южнее можно различить фауну пустынь и полупустынь (лев, шакал, гиена, фенек, тушканчик, антилопа, верблюд, страус и пр.), саванн, особенно богатыхживотными (антилопа, газель, жирафа, носорог, множество птиц, муравьи, термиты, муха цеце и пр.), тропического леса (горилла, шимпанзе, окапи, слон, бегемот, и пр.). Юж. — африканская фауна отличается большим своеобразием и изобилует чисто туземными примитивными формами млекопитающих (см. Палеарктическая область, Палеотропическая область). Карту растительности см. ст. 113. А. Григорьев.

II. Этнографический очерк.

Географические условия африк. континента наложили отпечаток на распределение культурных провинций. Слабая расчлененность материка, мало изрезанная береговая линия, отсутствие горных массивов, препятствующих передвижению отдельных племен и народов, соединительное значение таких водных артерий, как Конго и Нигер, — все это обусловливает и слабую культурную расчлененность. Африк. культуры не отделены между собой резкими границами, и чрезвычайно часто остатки более древних культур как бы вкраплены в области культур более высоких. Только Сахара сравнительно резко отделяет сев. — африк. область от остальной А. Поэтому культуры сев. А. (Египет и т. н. Малая А. — Алжир, Тунис, Марокко), благодаря своим исконным связям с средиземноморскими культурами Ю. Европы и 3. Азии, могут быть отделены от собственно-африк. культур, — что, конечно, не исключает некоторого взаимодействия тех и других.

В лингвистическом отношении А. делится на три больших части. Область хамитских флектирующих языков (см.), родственных семитским и в сев. А. вытесняемых последними, захватывает берберские и туарегские племена северн. А., фульбе в Судане, массаи в вост. А. По мнению Лепсиуса, язык готтентотов стоит также в связи с хамитскими. Южнее, между границами: Сенегал  — Верхний Нил с С. и юж. Камерун — Виктория-Ньянца с Ю. лежит область суданских языков. Их положение является в лингвистике довольно спорным. Для них характерны односложные корни, соединяемые с префиксами, инфиксами и суффиксами. К группе суданских племен относятся: ашанти, эве, нупе, иорубы, мандинго, волоф, багирми, динка. Еще южнее лежит область агглютинирующих языков (см.) банту, характеризуемых делением существительных на особые классы путем прибавления определенных префиксов. К группе банту относятся племена: баку ба, балуба, бавима, ова-гереро, вагого, акикуйу, вакамба, базуто, бечуаны, баронга. Интересно отметить отсутствие собственного языка у карликовых африк. племен, к-рые пользуются языками своих высокорослых соседей. Особо стоят языки бушменских племен с их характерными прищелкивающими гласными.

Антропологически А. делится следующим образом. Ее С. занимают хамиты, к-рые, однако, просочились частью в Судан (фульбе), восточн. А. (массаи) и даже повлияли в расовом отношении на