Страница:БСЭ-1 Том 05. Барыкова - Бессалько (1927)-1.pdf/194

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница не была вычитана

зуется громадным влиянием среди белорусского населения. Бунд, имеющий незначительное влияние среди еврейских ремесленников и части еврейских рабочих; партия существует легально. ППС, поддерживаемая правительством, имеет некоторое влияние на польских рабочих и интеллигенцию, преимущественно в Вильне и отчасти в Белостоке; среди крестьян не пользуется никаким влиянием. «Вызволение»  — партия зажиточного крестьянства, поддерживает Пилсудского. От этой партии откололась группа, образовавшая «Независимую крестьянскую партию» и опирающаяся на безземельное и малоземельное крестьянство.

«Белорусский сельский союз», поддерживаемый польским правительством, имеет орган «Селянская Нива»; последний враждебно настроен против СССР. В ближайшем контакте с Сельским союзом находится «Белорусская христианская демократия» с ксендзом Станкевичем во главе (орган «Белорусская Криница»). Организация «Белорусской национальной рады» во главе с Павлюкевичем издает на средства польской охранки орган «Белорусский Голос», который не пользуется никаким доверием в массах.

Существуют еще отдельные польские группировки. «Союз Праца» (преимущественно в Вильне и в Белостоке) объединяет клерикальные элементы и отсталых рабочих. Эти группы находятся под влиянием духовенства. Буржуазные польские организации и группировки военщины («пилсудчики») опираются на некоторые слои интеллигенции, но не пользуются никаким влиянием среди рабочих и крестьян, которые крайне враждебно относятся к польской буржуазно-помещичьей государственности.

В. Богуцкий.

БЕЛОРУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА. Начало литературы на белорус, яз. стоит в тесной связи с обособлением зап. — рус. племен  — кривичей, радимичей и дреговичей — в сфере политической и культурной жизни от остальной части тогдашней Руси. К такому обособлению привело присоединение в 13—14 вв. занятых этими племенами территорий к Литовскому государству, а впоследствии, в 16 в., и слияние их, как составных частей Литвы, с Польшей. В новых условиях жизни получили большее развитие диалектические особенности зап. — рус. говоров; в своей совокупности они отграничили эти говоры от остальных рус. или вост. — славян, говоров, объединив их в белорус, язык. В письменном употреблении этот язык воспринял в себя польские и старо-славянские элементы и, т. о., удалился от живого народного языка.

В таком виде он получил значение государственного и литературного языка в Литовско-Русском государстве; в 1529 на нем был написан «Литовский статут» (первая редакция). Политическое соединение Литвы с Польшей устранило белорусский язык из государственной и административной практики, заменив его польским языком, но и после того он сохранялся в качестве языка литературного творчества в 16—18 веках, уступив в 19 веке место живому народному белорусскому языку.Творчество на таком искусственном литературном языке резко отличается от творчества на живом народном не только со стороны языка, но и по своему содержанию и направлению. Сообразно с этим, в истории Б. л. отчетливо выделяется два периода: первый обнимает время с 15 по 19 в., а второй начинается в первой половине 19 в. и продолжается и в настоящее время. Ранее 15 века литературные произведения уроженцев теперешней Белоруссии, например, Кирилла Туровского, Климента Смолятича, Авраамия Смоленского и др., писались на руссифицированном старо-славянском языке, бывшем тогда языком русской письменности. По содержанию, задачам и настроению авторов это творчество не было национально-белорусским. Только позднее, со времени обособления зап. — рус. племен в белорусскую народность, творчество белоруссов, остававшихся у себя на родине, принимает национальный характер.

Творчество первого периода характеризуется, с одной стороны, созданием литературного, правда, в значительной степени искусственного, языка и литературных произведений на нем, с другой — напряженной культурной борьбой Белоруссии с польским натиском за свое национальное существование. Этим определился полемический характер значительной части литературы первого периода. Большой художественной ценности это творчество не имеет и в историко-литературном отношении представляет интерес лишь по своим источникам, приемам авторов и пр.

Уже в этот период возникает стихотворство  — «вирши» (от лат. versus — стих). Создается оно под непосредственным латинскопольским влиянием, и первые его опыты появляются в конце 16 в. Школьная среда, в к-рой возникло «складывание виршей», дала перевес в языке этого творчества старославянскому элементу в ущерб живому местному.

Под непосредственным влиянием польских иезуитских школ в школах Белоруссии возникли также драматические произведения в форме школьных драм и интермедий.

В художественном отношении они слабы; небогат в них и бытовой элемент. К прозаическим произведениям этой эпохи принадлежат весьма немногочисленные записи современников, например, дневник Ф. Евлашевского, «Отписы» (1573—1574) Ф. Кмиты и др. Литература этого периода не имела органической связи с народными массами, и в силу этого существование ее не могло быть продолжительно. Возрождение в 19 в. белорусского литературного творчества начинает второй период в его истории.

Литература этого второго периода резко отличается от творчества предыдущей эпохи; она питается другими источниками. Это прежде всего литература на живом народном языке, литература художественная, разносторонне отражающая быт белорусса.

По интенсивности творчества, характеру и направлению его, наконец, по самым деятелям второй период Б. л. может быть разделен на две эпохи: первая обнимает время с начала 19 в. до конца 80 гг., а вторая