Страница:БСЭ-1 Том 05. Барыкова - Бессалько (1927)-1.pdf/37

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница не была вычитана

заменяется применением труда бобылей, «под сосед ников» и т. д. «Казачить» по чужим дворам, «кормиться меж крестьян работою»  — становится уделом деревенской бедноты, чаще всего получавшей за свой труд плату натурою. Применение батрацкого труда установлено и у несвободных зажиточных крестьянских дворов — у помещичьих крестьян, как и у монастырских, и в центре и на севере (Готье, Введенский и др.). За нанятых работников крестьяне платили особый налог («явка») в пользу помещиков и монастырей; сверх того, бралась «порука до сроку», чтобы от наймита «никакого дурна не причинялось».

С заселением южных и заволжских степей начался прилив сюда Б. из «низовых» губерний. К концу 18 в. в одной Оренбургской губ. крестьянские хозяйства нанимали для косьбы сена и уборки пашен до 2 т. Б.

(Семевский). Наем Б. значительно усилился на юге и в Поволжья в 19 в. и еще более  — с капитализацией с. х-ва после реформы 1861. По приводимым В. И. Лениным данным, в 9 уу. Воронежской губ. в конце 19 в. из всего числа с. — х. рабочих крестьянской буржуазией было нанято 43, 4%. «Если бы, — пишет В. И. Ленин, — мы приняли этот процент за норму для всех с. — х. рабочих и для всей России, то оказалось бы, что крестьянская буржуазия предъявляет спрос миллиона на полтора с. — х. рабочих» (Собр. сочин., т. III, стр. 186). Эксплоатация Б. в этот период была чрезвычайной. Ряд исследователей, описывая положение Б. у крестьянхуторян, немцев-колонистов, богатых казаков Кубанской области, владельцев мелких табачных плантаций и т. д., указывает на то, что Б. не знали у таких «хозяев»  — «ни дня, ни ночи»; хозяйские сыновья, сменявшиеся 3 раза в день, со свежими силами становились с косами сзади нанятых косцов и угрозой подрезать им сзади ноги подгоняли их.

«Против Б. применялись нажимы на пище, на расчете, на задержании паспортов рабочих, выносились общественные приговоры, обязывавшие отдельных крестьян не нанимать рабочих, под опасением штрафа, выше известной платы и т. п.» (Белобородов).

«У мелких табаководов рабочий день продолжался 17—19 ч., при чем шла работа и по воскресеньям. Зимний рабочий день табачниц-батрачек продолжался 14—19 ч. в сутки» (Шаховской). В 1906 эти работницы просили «позволить им работать «от зари до зари», т. — е. от Зх/2 ч. утра до 9 ч. вечера, но табаководы отказались удовлетворить их просьбу; работа продолжалась с полуночи и до позднего вечера, и в лунные ночи и в темные, — с фонарями, с факелами, в убийственной одуряющей атмосфере табачного сока, выделяемого табачными листьями. В крестьянских хозяйствах Западного края, черноземных и центральных губерний условия труда Б. были всюду хуже, чем в крупных помещичьих хозяйствах. Нанимая Б., крестьянин-кулак старался эксплоатировать его до крайней возможности. Рабочий день на полевых работах увеличивался добавочной работой по домашнему хозяйству, по уходу за скотом, по ремонту упряжи или орудий и т. п. На огородах девушки рабо 68

тали с 3 ч. утра до 9 ч. вечера, т. — е. по 18 ч. в сутки, за 35 к. в день на своих харчах.

Заработная плата Б. едва покрывала самые минимальные нужды Б. «Хозяйский стол», выдача вместо денег поношенной одежды, сырой сарай для спанья, часто вместе со скотиной, невозможность отлучиться из дома хозяина без его разрешения — создавали для Б. чрезвычайно тяжелое, зависимое от нанимателя положение, обрекая их на полурабское существование. Часты были случаи побоев, изнасилования батрачек и т. п.

Помимо «капиталистических» форм найма Б., практиковалась также система обработки инвентарем нанимателя участка земли, нанимаемого за «отработку» в течение того или иного периода времени на полях нанимателя. На окраинах России — на Кавказе, в Туркестане и др. — эта «отработочная» система широко практиковалась в самых разнообразных вариантах «испольщины», «чайрикерства» и т. п., сохранившись вплоть до настоящего. времени.

Октябрьская Революция в России и советизация ее окраин устранили наиболее тяжелые формы эксплоатации Б. Большое значение для улучшения положения Б. имели декреты Советской власти, работа «комбедов», раскулачивавших деревню, а также земельные реформы, в разное время предпринятые в отдельных национальных республиках. В результате классовой борьбы в деревне часть Б. была наделена землей и инвентарем и получила возможность обзавестись собственным хозяйством. Наем Б. зажиточными слоями деревни стал практиковаться в различных скрытых формах, что особенно резко выявилось до нэп’а и в начальный его период. Хотя развитие нэп’а и повело к устранению стеснений найма подсобного труда в крестьянских хозяйствах, но при этом Б. получили возможность добиваться лучших условий найма, чем при скрытых, зачастую кабальных формах его.

В 1925 были изданы особые «Правила об условиях применения подсобного наемного труда в крестьянских хозяйствах», при чем в них подчеркивается обязательность заключения трудового договора между нанимателем и нанимаемым с регистрацией его в сельсовете. При этом свобода сторон ограничивается направленными в пользу Б.

«Правилами» относительно продолжительности рабочего дня, заработной платы, медицинской помощи, соц. страхования и т. д.

В наст, время в СССР Б. делятся на следующие главные группы: 1) рабочие (мужчины и женщины) на полевых, плантационных, огородных, садовых культурах и на домашних работах в индивидуальных крестьянских хозяйствах; 2) пастухи (взрослые и подростки), нанимаемые крестьянскими обществами и отдельными хозяевами; 3) сельские сторожа  — мужчины, из коих 70% — в отдельных хозяйствах (в садах, огородах и т. д.) и 30% — нанимаемых обществами; 4) Б., связанные с крестьянскими промысловыми занятиями; 5) небольшие кадры рабочих на с. — х. машинах, обычно нанимаемые обществом или тем или иным кооперативным объединением крестьян, и 6) группа неопределенных форм найма- — испольщиков. По ма-