Страница:БСЭ-1 Том 05. Барыкова - Бессалько (1927)-2.pdf/129

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница не была вычитана

ствие сопротивления Англии и Австро-Венгрии, и привела к полной изоляции России.

При таких условиях подписание мирного договора в Сан-Стефано (19 февр. 1878) явилось только формальным поводом, чтобы Россия могла «с честью» окончить неудачную, войну и начать переговоры с Англией.

Фактически мирным договором и являлась тайная англо-русская конвенция 18 мая 1878, установившая в главных чертах тот раздел Турции, к-рый потом на конгрессе был только санкционирован представителями остальных великих держав. Англия получила о-в Кипр, занятый ею по особому договору с Турцией от 4 июня 1878 (формально этот вопрос не обсуждался конгрессом), Россия — Бессарабию, Ардаган, Карс и Батум; Австро-Венгрия — Боснию и Герцеговину. На конгрессе намечался, и дальнейший раздел турецких северо-африканских владений между Францией и Италией и возможность продвижения Австро-Венгрии к Эгейскому м. В остальных вопросах постановления конгресса сводились к следующему: 1) Болгария объявлена княжеством, зависящим от Турции, при чем в состав княжества включена населенная болгарами территория — за исключением Добруджи, к-рая отошла к Румынии, и восточной Румелии и болгарской Македонии, оставшихся под властью Турции. В болгарском вопросе наиболее наглядно выявилось поражение России, к-рая стремилась к образованию Великой Болгарии, как своего форпоста на Балканском п-ве. 2) Черногория, Греция, Сербия и Румыния были признаны независимыми от Турции и получили территориальное увеличение, — конечно, при условии уплаты соответствующей части государственных долгов Турции. По вопросу о границах Турции и Греции Б. к. выразил «мнение», что Турция могла бы уступить Греции Фессалию и Эпир. Однако, добровольного соглашения не состоялось, и лишь по решению Берлинской конференции 1880 Греция получила всю Фессалию и часть Эпира. 3) Турция обязывалась «добросовестно ввести конституцию 1868» на о.

Крите и в европ. части Турции, т. — е. в Македонии и Албании. 4) Судоходство по Дунаю от Железных Ворот до устья объявлено свободным. Постановления Б. к. с формальной точки зрения международного права считались основой для определения международных отношений на Балканском п-ве вплоть до империалистской войны, что, конечно, не помешало самим великим державам весьма часто их нарушать. В России Б. к. рассматривался как срыв всех результатов «победоносной» войны 1877—78 и служил поводом для демагогического раздувания ненависти к Англии, Австро-Венгрии и Германии.

Лит.: Текст Берлинского трактата напечатан в приложении к книге Ф. Листа, Международное право, Юрьев, 1902, в книге В. Александренко, Собрание важнейших трактатов и конвенций, заключенных Россией с иностранными державами, Варшава, 1906; Ключников, 10. В. и Сабанин, А., Международная политика новейшего времени в договорах, нотах и декларациях, Лит. издат. НКИД, Москва, 1925; П окровский, М. Н., Дипломатия и войны царской России в 19 ст., М., 1923; Анучин, Д. Г., Берлинский конгресс, «Русская Старина», январь — >• м^й, 1912.

............................... Я. Зутис. .БЕРЛИНСКИЙ ТРАКТАТ, см. Берлинский конгресс.

БЕРЛИОЗ (Berlioz), Гектор (1803—69), величайший франц. композитор, симфонист и музыкальный драматург. Среди музыкантов 19 в. Б. занимает совершенно своеобразное. место: это не завершитель развития предыдущих эпох, как большинство крупных мастеров, а совершенно самостоятельный художник, прокладывающий новые пути. По происхождению Б. принадлежал к франц. интеллигенции и в своем творчестве отразил бунтарско  — романтическое настроение 30  — х годов. Теорию композиции он изучал у Лессюера, (см.), но законченного музыкального образования не получил; учитель его был сторонником т. н. программной музыки (см.). В 1830, через три года после кончины Бетховена, Б. выступил с «Фантастической симфонией», знаменательной в истории европейской музыки, открывшей перед последней совершенно новые перспективы и послужившей прототипом так наз. «симфонической поэмы». Исполнением «Фантастической симфонии»  — первой программной симфонии в истории музыки  — где был введен принцип руководящего мотива, объединяющего все ее Яасти, Б. обратил на < себя внимание не только франц., но и нем. прессы. В том же году Б. за кантату «Сарданапал», уничтоженную им впоследствии, получил римскую премию, связанную с обязательной поездкой в Италию и обеспечивавшую молодому музыканту безбедное существование в течение пяти лет. В Италии им были написаны продолжение «Фантастической симфонии», «Лелио, или возвращение к жизни», лирическая мелодрама для вокального соло, хора, оркестра и декламации, увертюры «Король Лир» и «Роб-Рой», а также «Корсар». Одновременно с этим Б. проявил усиленную деятельность в качестве музыкального критика (работать на этом поприще он начал до отъезда в Италию).

Фельетоны Б. были впоследствии собраны и изданы отдельными томами: «Soir£es de I’orchestre», 1853; «Grotesques de la Musique», 1859; «Atravers chants», 1863. К ним необходимо присоединить также мемуары, опубликован. уже после его смерти в 1870. Превосходный стилист, Б. занимает одно из первых мест среди музыкальных писателей 19 в. В 1834, по просьбе знаменитого скрипачавиртуоза Паганини, он написал оркестровую симфонию с соло для альта «Гарольд в Италии», навеянную поэзией Байрона. В 1835 Б. создает оперу «Бенвенуто Челлини», в 1837  — грандиозный «Реквием»  — жертвам июльской революции, с огромным составом хора и оркестра, в 1839  — свою третью программную симфонию с хорами «Ромео и Джульетта» (здесь дан новый вид драматической симфонии), в том же году выпускает свой знаменитый учебник, инструментовки,