Страница:БСЭ-1 Том 05. Барыкова - Бессалько (1927)-2.pdf/5

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница не была вычитана

следнее время попадается все реже и реже; в 18 в. она ловилась ниже Твери у устья Шоши, в Оке у Мурома. В Каме и теперь Б. не редкость. Довольно много Б. входит в Дунай. Из Адриатического м. Б. входит в р. По. От других осетровых Б. отличается своим громадным полулунным ртом, жаберными перепонками, свободными от межжаберного промежутка, а также громадной величиной: известны случаи поимки Б. весом до 1.500 кг; 11 мая 1922 в астраханском районе была поймана Б. весом в 1.230 кг (ок. 75 пуд.), в ней было 146, 5 кг (8 пуд. 38 ф.) икры; но такие гиганты попадаются очень редко, и средний вес каспийской Б. нужно принять ок. 60—70 кг. В Каспийско-Волжском районе (т. — е. в Волге вверх до Саратова и в прилегающих к дельте частях моря, а также в районе Кулалов и Красноводска) в 1915 было выловлено 30 т. штук Б. (весом в 1.966 т), а во всем Каспийском бассейне — ок. 50 тыс. штук, в Черноморском — ок. 10 тыс. шт. (в наст, время учет улова производится по всей красной рыбе. В виду этого, новейшие сведения об улове см. Красная рыба). Из Каспийского Mi Б. входит в Волгу раннею весною, лишь только лед начинает трогаться (одиночные же особи поднимаются в реки еще под льдом). В Волге, между Самарой и Симбирском, Б. мечет икру в середине мая, одновременно со стерлядью и осетром, что облегчает образование помесей между ними.

Достигнув на втором месяце жизни длины ок. 5 см, Б. в конце июня спускается в Каспийское м. Здесь небольшие белужки питаются моллюсками и ракообразными, а взрослые, гл. обр., воблой и селедкой. В море Б-и иногда попадаются вдали от берегов в поверхностных слоях воды; но обычное местопребывание их — прибрежье, до глубины в 50 м. Кроме весеннего подхода Б. к устьям Волги, есть еще осенний, в сентябре и октябре. У Б. длиной в З1^ м и весом в 300 кг оказалось 1.380.000 икринок. Белужья икра крупнее, чем у прочих осетровых, и предпочитается для приготовления т. н. зернистой икры.

Лит.: Берг, Л., Фауна России. Рыбы, I,

1911; Отчеты управления Каспийско-Волжских рыбных промыслов за разные годы (последний за 1915, Астрахань, 1916).

Берг.

БЕЛУДЖИ (балуджи, балухи),

довольно многочисленная народность, населяющая часть Белуджистана, а равно пограничные с ним районы Афганистана, Персии и Индии. Точных данных об их численности не имеется. Чрезвычайно слабо исследованы в антропологическом и этнографическом отношении. Б. — смешанного происхождения и обычно причисляются к иранцам, но, согласно некоторым историческим данным и собственным преданиям Б., они — потомки пришельцев-арабов; несомненна примесь негрской и тюркской крови. Физические черты в значительной мере близки арабским: округлая голова, удлиненное лицо, черные блестящие глаза, узкий прямой или орлиный нос, смуглый цвет кожи, черные волнистые волосы. Много близости к арабскому типу и в этнографическом отношении. Жилищем Б. служат войлочныешатры или глиняные мазанки; костюм мужчин и женщин одинаков и состоит из рубахи, шаровар и тюрбана голубого цвета. Б. — кочевники-скотоводы, разводят верблюдов, овец и лошадей. Местами занимаются земледелием, встречаются среди них и ремесленники-ткачи. Б. — воинственны, но в колониальные англ. войска идут неохотно. Б. — официально магометане суннитского толка, но на самом деле — чистые анимисты. Совершенно неправильно называют белуджами также цыган Средней Азии.

Лит.: Laubmann, Wissenschaftliche Ergebnisse

der Reise von Zugmayer in Belutschistan («Abhandl. d. Bayer. Akad. d. Wissensch.», 1914); L о n gworth-D am es, Popular poetry of the Baloches, 2 vis («Proceedings of the R. Asiatic Society of Bengal», 1907); M о c k 1 e r, Origin of Baluch («Proceedings of the R. Asiatic Society of Bengal», 1893); E. Oliver, Across the border, Pathan and Biloch, London, 1890.

M. Косвен.

Язык Б., также называемый «белу дж и», принадлежит к разряду иранских языков и известен лишь в позднейшей фазе своей лингвистической эволюции. В народность Б. вклиняется другая крупная народность Белуджистана — брагуи (см.); в связи с этим этническим разобщением Б. на С.-В. и Ю.-З., также и язык их распадается на две крупные группы: северный Б. и южный Б., сильно отошедшие друг от друга. В грамматическом отношении Б. содержит значительно больше архаических черт, чем, напр., ново-персидский: его фонетические особенности находятся приблизительно на ступени среднеперсидского (иначе пехлеви, см.). В словарном отношении Б., подобно афганскому, изобилует лексическими заимствованиями у соседних народов, а именно из индийского (гл. обр., синдхи — одного из ново-индийских языков) и из персидского. Через последний проникли и арабские заимствования. Письменной литературы на Б. (за исключением нескольких романтических повествований, созданных в подражание ново-персидским) почти не существует. Изустная литература (преимущественно на северном Б.) состоит из народных песен, сказок, басен и т. д., собранных, гл. обр., англичанами.

Лит.: Кроме старых работ Dames’а и др., заключающих также фольклористический материал-, по языку Б. следует отметить труды известного ираниста В. Гейгера: W. Geiger, Dialektspaltung im BaluSi («Sitzungsber. d. Bayer. Akad. d. Wiss.», Philos. philol. KI., I, 1889); его же, Die Sprache der Balutschen («Grundriss d. Iranischen Philologie», I, с подробной библиографией).

Л, Мсерианц.

БЕЛУДЖИСТАН (иначе Балуджистан, Булучжистан, Белучистан), занимает юговост. угол Иранского плато, между Перченей на 3., Афганистаном на С. и^ Индией на В. На К). Б. омывается Аравийским м.

Поверхность Б. — 337.500 км2  — представляет почти сплошь горную страну. Высокий Солиманов хребет, состоящий из песчаников и известняков, круто падает к Индийской низменности; в главной своей вершине — Такхт-и-Сулейман (трон Соломона) — он достигает 3.430 м. Между 32 и 29° с. ш. от него отделяется множество длинных (200—300 км) отрогов, к-рые сперва веерообразно расходятся на 3., но под 67—68° в. д. вновь собираются вместе, образуя исключительную по своеобразию систему складок. Затем они вновь разбегаются